Избегаем повторы в тексте

Тема целиком и полностью переписана 2012-01-18. Изначально пост был про синонимы, но теперь просто о том, как избежать повторов, из-за чего создаётся впечатление, что у автора очень бедный запас слов, текст теряет свою привлекательность, даже если идея очень интересна.

Конечно, можно использовать синонимы, а можно подбирать нужные слова и фразы, чтобы избежать повторения одного и того же.

Для примера взят отрывок скелета (то есть основы) текста одной из моих подруг. Хоть он уже был изменён в самом тексте, но сохранившийся скелет мне позволили использовать:

Возле отдела по языкознанию стоял первокурсник. Он был очень высокого роста, мускулист и достаточно хорош собой. Жгучий брюнет, о каких только девчонки могли мечтать, вдобавок ко всему был руководителем спортивного отдела на факультете, так как являлся кандидатом в мастера по сноуборду. Своими синими глазами он искал книгу по семиотике. Александр всегда любил иностранные языки, поэтому поступил на лингвистический факультет немецкого отделения. Признаться, не часто можно встретить идеального, по мнению прекрасной половины, молодого человека возле библиотечных стеллажей. Саша действительно не походил на других парней: у него не было вредных привычек, он всегда красиво разговаривал, ловко применяя свой юмористический талант и дружелюбие, которое шло от доброго сердца. Он был прекрасно воспитан. К тому же, в свои восемнадцать с небольшим уже неплохо зарабатывал. Листая страницы книги, он думал о предстоящем зачете по языкознанию. Он был даже страшнее, чем экзамены все вместе взятые. Профессор очень требователен, так как его предмет считается одним из самых важных этой специальности. Взяв книгу, Саша пошел на поиски свободного места. В зале негде было яблоку упасть, однако удача ему улыбнулась. В самом дальнем углу было местечко возле окна. Но его внимание привлекло далеко не оно, а девушка, сидящая рядом. Он заметил ее еще в сентябре. Она часто приходила в библиотеку, брала кучу разных книг и читала их часами. Иногда незнакомка делала какие-то записи. Саша не понимал, почему из пятисот девушек лишь она привлекала его. Кажется, она была председателем студенческого научного общества на его факультете. В ее обязанности входило проведение собраний для старших курсов, где она обучала оформлению курсовых и дипломных работ, а также написанию научных статей. Председатель очень следила за посещаемостью, ведь у старшекурсников нередко возникает куча проблем с написанием научных работ. Обложившись на этот раз книгами и журналами, она с серьезным видом что-то печатала на нетбуке и временами ругалась из-за того, что ее ногти соскальзывали с маленьких клавиш. Солнечный свет игрался с ее золотистыми волосами, а серые глаза, казалось, приобретали металлический оттенок, когда лучик спускался на ее бледное лицо. У Саши комок к горлу подошел, но выхода не было. Нужно было где-то приземлиться.

По данному отрывку видно, что автор злоупотребляет местоимениями, потому что пока ещё теряется в возможных заменах. Конечно, многие знания и умения приходят со временем, думаю, и моя подруга научится, если не забросит. А пока расскажу, как в таком случае поступаю я.

Конечно, использовать местоимения никто не запрещал, тем более это нормально, но вот обходиться только ими всё же не стоит. Для начала стоит разобраться с персонажем, чтобы избежать частых и ненужных повторений.

Из первого же предложения данного отрывка, мы поняли, что наш персонаж – первокурсник. Вот уже первое слово, далее в его описание присутствует слово «брюнет» – второе. Спортсмен, сноубордист, лингвист (пусть и будущий, но ведь уже можно называть так в рамках того, на кого учится наш герой), в какой-то степени можно назвать и немцем. Думаю, не только в нашем городе однокашников называют подобным образом, ориентируясь на изучаемый язык. Заметили уже сколько различных замен, помимо привычных «парень», «юноша» и имени? Однако автор упёрто пишет извечное «он». Зато за счёт этого у нас есть хороший образец^_^

А если говорить о выбранном имени, то это же вообще золото для производных: от привычных Шура, Саня, Сэм, можно найти и более нестандартные варианты (по крайней мере, для меня): Лександр; Алексаня,  Санюра, Санюта, Санюха, Санюша, Алексаха, Алексаша, Сашуха, Сашуля, Сашуня, Сашута, Сашура, Шурик, Шуруня, Алекса, Алексюха, Алексюша, Аля, Лекса, Лексаня, Лексаша. Раз есть Лекса, то почему бы не назвать Лексом? Как вариант вполне интересен. Потом у парня есть же фамилия и отчество, вполне возможно, что есть прозвище либо ник в сети – описывается-то наше время. Боюсь, что тут наоборот нужно вовремя приостановить фантазию%)

Далее: ещё один несложный приём, который позволит избежать ненужных повторений – усложнее предложения. Что-то превращаем в однородные члены, используем различные обороты, составляем сложноподчиненные предложения. Конечно же, главное – не переусердствовать. Хоть эти приёмы и увеличивают красоту самого текста, но могут усложнить его восприятие, либо вообще запутать. Надо быть аккуратнее, как и во всём остальном.

Оставляем персонажа в покое, теперь просто о словах, которые могут повторяться. Вот тут нам и нужны синонимы, а также понимание того, о чём пишем. Для тех, кто пишет в Microsoft Office Word, есть маленькая подсказка в контекстном меню, для этого нужно лишь вызывать его, находясь на нужном слове, либо выделяя нужное словосочетание (тут реже, но бывает). Опять же: нужно внимание, иначе можно изменить на то, которое вовсе не подходит в данном контексте: глаза русые, волосы карие… А вообще полезно бы обзавестись толковым словарём (в электронном виде даже проще искать, а бумажный не зависит от электроэнергии), у кого нет сложностей с интернетом – сделать пару закладок на соответствующие сайты. Так же есть и страницы, посвящённые синонимым. Лично мне нравится http://www.synonymizer.ru.

Подготовительные работы вроде бы окончены, можно начинать исправлять в данном отрывке. Мы с подругой это уже делали, но помимо работой над повторами там было много различных правок:

Возле отдела по языкознанию стоял очень высокий молодой человек. Это был первокурсник. Белая футболка облегала мускулистый торс, а черные узковатые джинсы подчеркивали его фигуру. Парень, действительно, достаточно хорош собой. Жгучий брюнет, о каких только девчонки могли мечтать, вдобавок ко всему был руководителем спортивного отдела на факультете, так как являлся кандидатом в мастера спорта по сноуборду. Своими синими глазами он искал книгу по семиотике. Если углубиться, то предмет этот очень интересен, но юноша находил его наискучнейшим. Какая аллегория! Лингвисты обожают копаться в феноменах языка, изучать его знаковые системы, тексты и тому подобное – но Александру больше нравилась лексикология. Он всегда любил иностранные языки, поэтому поступил на лингвистический факультет немецкого отделения. Признаться, не часто можно встретить идеального, по мнению прекрасной половины, молодого человека возле библиотечных стеллажей. Саша действительно не походил на других парней: у него не было вредных привычек, он всегда красиво разговаривал, ловко применяя свой юмористический талант и дружелюбие, которое шло от доброго сердца. Он очень воспитан. К тому же, в свои восемнадцать с небольшим уже неплохо зарабатывал. Листая страницы книги, студент думал о предстоящем зачете по языкознанию, который был даже страшнее, чем все экзамены вместе взятые. Профессор очень требователен, так как его предмет считается одним из самых важных на этой специальности.

Взяв книгу, Саша пошел на поиски свободного места. В зале негде было яблоку упасть, однако удача ему улыбнулась. Свободно было лишь только в самом дальнем углу, у окна, куда молодой человек и направился, желая успеть занять.  Неожиданно для себя, он узнал девушку, которая сидела за тем столом. Она привлекла его внимание ещё в сентябре. Парень заметил, что девушка часто приходила сюда, брала кучу разных книг и читала их часами. Иногда незнакомка делала какие-то записи. Хоть она была не единственной завсегдатайкой в многолюдной библиотеке, но выделялась на фоне остальных. Кажется, она была председателем студенческого научного общества на его факультете. Если Александр не ошибся в своих предположениях, то в ее обязанности входило проведение собраний для старших курсов, где она обучала оформлению курсовых и дипломных работ, а также написанию научных статей. Председатель должен следить и за посещаемостью, ведь у старшекурсников нередко возникает куча проблем с написанием научных работ. Были слухи, что студенты прятались в туалетах и даже в гардеробе под куртками, убегали в столовую, чтобы слинять, но бдительная старшекурсница вылавливала их везде и выносила этот ребяческий беспредел на студсовет. В общем, про нее ходили легенды. Саша практически ничего не знал о ней, кроме любви к библиотечной тишине.

Хочу заметить, ещё вот что: есть приём, который наоборот требует повтора одного и того же слова (чаще местоимения), но нужно угадать, где именно он уместен. Я, конечно, могу ошибаться, но считаю, что мы поймали такой случай:

Саша действительно не походил на других парней: у него не было вредных привычек, он всегда красиво разговаривал, ловко применяя свой юмористический талант и дружелюбие, которое шло от доброго сердца. Он очень воспитан.

Ред. 2015-02-12: продолжение темы в «Про контекстуальные синонимы«.

Запись опубликована в рубрике Русский язык, Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

One Response to Избегаем повторы в тексте

  1. Lauren пишет:

    Интересная статья, спасибо.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *