Творческое. Из советов писателям – Заметки
Ещё одна заметка из выложенных
Зачем мне заметки, я итак всё помню!
Но писатели, мангаки и остальные творческие профессии поспорят:
Делай заметки.
Цитаты, какие-то интересные выражения, обороты, слова, сценки, позы для рисунков, какие-то схемы для вязки или вышивания, какие-то идеи относительно мелких правок или каких-то забавных тем для изучения, сделай снимок того, что вдохновляет. Грубый черновик или интересующих список вопросов. Неважно чем занимаешься, но делай заметки, особенно, если воплотить что-то нельзя прямо сейчас.
Делать заметки советуют не только писатели писателям, копирайтеры копирайтерам, но и вообще все люди, которые уже поняли, что полагаться на память нельзя. Вы можете банально переключить своё внимание на минутку и тут же забыть уже все свои гениальные идеи. И да, я без сарказма про идеальные. Они действительно могут быть такими, от чего забыть их ещё обиднее.
Если пишешь драбблы (зарисовки) или рисуешь коротенькие комиксы на пару кадров с чётким представлением что и как и работа займёт совсем мало времени, то можешь пробовать и без этого, но если из этих коротких историй уже целая серия, то могут начаться проблемы, не уступающие проблемам миди и макси, повестей и романов, сериалов и многотомных комиксов.
Составляй планы работы и её детали. Веди черновики и заметки.
От руки в блокноте, ежедневнике, тетради, на салфетке или даже на спичечном коробке, который потом вклеишь туда, где остальное, печатай хоть на том же телефоне. Неважно как сделаешь, просто дай идее сохранить себя (правда, не стоит это делать на юридических документах и рабочих бумагах – это никому не понравится, и вам грозит потерей не только заметки). Может, со временем она отсеется, а может, доработается и поможет создать шедевр.
Совет, испытанный на личном опыте.
Я потеряла многие идеи, как в творческих, так и в других сферах, потому что долго игнорировала этот пункт. В итоге у меня множество заброшенных текстов, которые просто непонятно куда двигались изначально. Появлялась какая-то сцена, я начинала писать и… а потом сливалась в полном непонимании что, где, куда и зачем. Хотя, когда-то вроде были идеи что же будет после этих событий. Да и с рисунками история не особо отличается. Всё в голове не удержать, какой бы хорошей не казалась память.
Планы важны, но ещё важнее найти тот формат, который удобен именно тебе.
Кому-то удобны варианты для школьных сочинений, где всё расписано по пунктам и подпунктам. Кому-то удобнее схемы с кучей стрелочек, крестиков и всяких фигурок, подчёркиваний, вычёркиваний и вообще эти схемы больше похожи на план военных действий, чем на сюжет. Кто-то пользуется «снежинкой». Кому-то нужны лишь ключевые моменты и их порядок. Возможно, тебе потребуется время, чтобы найти свой вариант плана, ведь как только ты найдёшь своё, это сразу же сильно облегчит работы. Не обязательно останавливаться на одном способе, ведь общий может быть в одной форме, а уточнение (для главы или сцены уже конкретно) в другой.
Делай заметки, какими бы глупыми они не казались. Просто записывай, зарисовывай, фотографируй – не важно как, но фиксируй в нужной и понятной тебе форме. Сейчас ты помнишь всё, что хочешь, но в процессе можешь забыть, хоть и сцена сейчас так ярко стоит перед глазами. Лучше записать сейчас, пусть позже она может измениться. В процессе многое меняется, это нормально. Поэтому составляй планы, даже если ты всё равно не следуешь им досконально (да и наша жизнь сама по себе вносит множество форс-мажоров, в творчестве это тоже случается), позже эти заметки всё равно могут спасти и вывести обратно. Ну и пусть, в сюжете вместо города, персонаж забрёл в деревню за тридевять земель, но ему всё равно придётся вернуться в нужное русло, ведь его цель за этим самым город. Ну да, вместо пары дней его путь замёт чуть больше. Может, в этом отклонении он спас свою шкуру от какой-то неприятности, к которой ещё никак не готов или повстречал того, кто поможет в будущем сколько не ему, а именно тебе, как автору? Или в рисунке герой взял и сменил позу, выражение лица, одежду или какие-то, казалось бы, значимые аксессуары и атрибуты: вот не стоится ему именно так или именно в этой одежде сегодня, может, в следующий раз у вас обоих будет настроение именно для воплощения этой идеи.
В случае написания художественного текста или сценария стоит учесть ещё один момент: а ты пишешь от сюжета или от персонажа? Что из них первооснова? Персонаж выбирается для сюжета или сюжет для персонажа?
Важно ли тебе знать, чем кончится история до того, как приступишь к ней? Для некоторых людей знать заранее конец – это равносильно тому, что они уже её написали: “Зачем писать, если я итак всё знаю и мне не интересно?”. Это же касается доскональных планов, ведь некоторые их настолько подробно прорабатывают, что, чтобы получить готовый текст, остаётся в эти же планы лишь аккуратно перенести информацию из досье по персонажам и добавить художественной выразительности. Просто найди именно то, что нужно здесь тебе.
И помни, что это нормально, что рабочих заметок у тебя может быть куда больше, чем самой работы. Это творческий процесс. И эти самые заметки, особенно если они оформлены для собственного удобства и удовольствия могут служить источником вдохновения, когда оно вроде как иссякло. Эти же заметки могут помочь освежить память с чего всё начиналось, куда должно двигаться или избежать оплошностей с непонятной переменной той же внешности и всяких непонятных казусов. И самое главное – могут помочь преодолеть самые сложные периоды в тексте, такие как середина.
Твои заметки – это твоя собственная опора.