Фанфикшен. Автор и его шайка

Продолжаем тему фанфикшена, но сперва оговорюсь для избегания путаницы в будущем: фэндомная работы – работа, по какому-то источнику; оригинальная – автор всё придумал сам. На этот раз рассмотрим, как видно из заголовка, авторов и его шайку. Как и в прошлый раз благодарю за помощь Котенка_Гав и тех, кто писал подобные статьи ранее (было на что упираться).

Сперва я пропустила графу автора, подумала, что оно итак ясно, но решила всё же вернуться, т.к. работников над фанфом может быть довольно-таки много и не все слова понятны.

Автор (фикрайтер от англ. fic-writer) – создатель фанфика. Тут может быть имя, ник или псевдоним. В случае фэндомного текста подразумевается, что данный человек формально не претендует на авторские права, т.к. они принадлежат создателю первоисточника (в ряде стран само понятие фэндома – уже нарушение), но даже в таком случае стоит уважать чужой труд не меньше написавшего оригинальную историю.

Соавтор – помощник автора или второй (третий…десятый автор). Как и у автора указывается имя, ник или псевдоним, права на работу если и отличаются, то незначительно. Соавтор может просто помогать с идеями и сюжетом, подкидывая их или направляя, а может сам принимать неменьшее участие в создании, тоже набирая текст. Во втором случае это может выполняться в духе ролевой: каждый пишет за своего персонажа (своих персонажей) или пишет полноценные куски. Такие тексты, как правило, имеют резкие переходы между частями и несогласованный стиль. Если авторы достаточно опытны или работают на одной волне, то могут сгладить переходы фокальностями героев. Или же могут вычитать и исправить написанное позже, чтобы текст выглядел цельным, разделяя главы (её части) между персонажами.

Википедия и wikifur подсказывают, что фанфы, написанные группой авторов из поочерёдных кусочков называется коллективный цикл «Round robin» (Choose Your Own Adventure), в некоторых местах его называют чепуха. Авторы могут выбирать в качестве главы одно из предложенных продолжений в форме конкурса. Так как деление жанров и предупреждений везде своё, и не везде есть подобное обозначение, его можно занести/встретить в примечаниях автора.

Чтобы не отходить от кассы, сразу рассмотрим основные виды авторов, потому как и тут закралась своя терминология, которая уже обширно расползается по ресурсам фанфикшена.

Самая ненавистная группа авторов – ЙА, что сократилось от йунных аффторов. Для тех, кто не в теме: я не ошиблась, просто таким образом адекватные авторы отображают суть этого явления. Возраст этой группы определить чётко невозможно, но обычно в неё попадают юные «дарования» (дети и подростки), дорвавшиеся до клавиатуры, чтобы подарить миру свой «шЫдэвр». Сложно сказать, что именно им ударило в голову и возвысило над Олимпом: возраст или воспитание; но они свято уверены, что их работы гениальны, как и они (аффторы) сами, а остальные им не годятся даже в подмётки, а все замечания – это итог завести неблагодарных читателей (читать как тварей или рабов). Текст изобилует всеми возможными ошибками (грамматическими, орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими), что если сюжет туда закрался по чистой случайности, то где-то утонул в этом гнилом болоте. Говорить им что-то бесполезно: в лучшем случае просто проигнорируют, в худшем скопом с такими же ЙА нападут на профиль автора, осквернившего их святыню своими богохульными отзывами.

Если этим горе-писакам что и поможет, то только время, спустившее с небес на землю и ткнувшее носом в то, что их чувство собственной важности (ЧСВ) чрезмерно раздуто. А если говорить серьёзно, то это просто категория авторов, не желающая учиться и оправдывающая себя «мы не на уроке русского языка», забывая, что фанфикшен – это не просто русский, но и весь мир в целом.

Нередко под таким «шЫдевром» можно обнаружить тролля (от англ. trolling – ловля рыбы на блесну) – человека, который намеренно занимается провокацией конфликта через скрытое или явное задирание, оскорбление участника. При этом зачастую происходит нарушение правил сайта. Считается, что таким образом тролль пытается обратить на себя внимание. На Фикбуке обычно это происходит в виде маленьких «произведений», где коротко что-то пересказывается, при этом в двух-трёх предложениях в каждый части. Иногда это длиннющий набор абракадабры или копирование слова (словосочетаний или предложений на несколько страниц). Более тонкий троллинг представляет собой пародию на ЙА, поэтому его не всегда можно распознать, разве что не считать утрирование про ЙА выше описанием скрытого тролля.

Теперь перейдём к тем, кто относится к писательству посерьёзнее. И первая ступень среди них – это ЮА (где-то встречала НА), то есть юный автор (начинающий автор), он же авторёнок. Тут напрочь отсутствует возрастная категория – это просто человек, который только начал свой творческий путь в фанфикшене. Ему может быть девять лет, может быть пятнадцать, а может и далеко за тридцать. Образно: это птенец, который только вылупился, но хочет жить и развиваться. Такие авторы слушают советы более опытных, а также начитанных друзей, ищут различного рода шпаргалки для своего развития, такие как статьи и пособия. От работы к работе, от главы к главе у них виден прогресс в развитии. У такого автора есть шанс вырасти в опытного, а то и вовсе профессионального писателя, если ему не наскучит или он не бросит это дело по другим причинам.

Однако тут же есть другая опасность – начитавшись статей, пособий и наслушавшись всех, птенец рискует не только потерять самого себя, но и возможность развиваться, если не будет сам думать своей головой и читать книги разных авторов и направлений. Сидя уже довольно длительный срок в статьях на Фикбуке, я всё больше убеждаюсь в таком риске. Даже среди дельных и полезных советов мелькают очень опасные запреты. Если собрать все эти «советы» в кучу и следовать им, то текст получится очень сухим и безликим. К примеру, в последнее время пошли запреты на использование контекстуальных синонимов, так называемых самостоятельных частей тела, переходов времён глаголов внутри текстов, использования многих средств выразительности вообще. А попав под влияние опытного товарища, авторята могут никогда не развиться самостоятельными фикрайтерами, а начать копировать своего наставника во всём.

Со временем, количеством работ и пополнением багажа знаний и жизненного опыта авторёнок распахивает крылья и становится самостоятельным автором. Конечно, ему ещё многому надо научиться, но он уже достаточно опытный – его работы можно читать, не отвлекаясь на многочисленные ошибки и нестыковки в сюжете. Вот только в эту категорию читатель-писатель обычно заносит тех, с кем находится на одном уровне или ниже автора.

Кого относить к профессионалам, опять же многие для себя решают сами. Довольно часто сталкивалась с тем, что к ним относят тех, кто публиковался или публикуется. Только вот… так ли хороши его работы?

Дополнительно ещё можно рассмотреть ТОП‘овцев сайтов, где имеются такие рейтинги. Не буду говорить, что так происходит везде, потому что: во-первых, везде я не была, а во-вторых, я больше всё-таки ориентируюсь по Фикбуку, т.к. примерно представляю что там. Как уже отмечалось не раз на самом Фикбуке: попасть в ТОП не значит быть опытным и хорошим автором и даже не всегда означает быть популярным. Для начала, стоит учитывать, что на Фикбуке есть возможность выйти из участия в этом рейтинге, чем, насколько мне известно, не побрезговали многие адекватные авторы. В итоге остались в основном те, кто пишет ради славы или забыли снять галочку в настройках, либо вовсе не знают о её существовании. А если человек гонится за славой, то вряд ли он так уж гонится за качеством (либо сваливает эту сторону на своего помощника). В общем, не знаю, есть ли смысл отдельно продолжать о них… Ведь в их число можно занести и ПШ – подписных шлюх. Да, название некрасивое, но рассмотрим, кого же так называют.

А называют так тех, кто подписывается на множество профилей в надежде, что на них подпишутся в ответ, да и среди них попадутся добросовестные, которые будут читать, ставить оценки и комментировать. Правильно ПШ поступают или нет, тут сложно сказать однозначно, ведь подписаться на такое количество и хотя бы выборочно что-то пробежать глазами и подать признаки жизни под чужой работой, да ещё и своё успеть настрочить и выложить – тоже сил стоит. Единственное, что я считаю неправильным, так это ор авторов и требований отписаться от себя.

Ещё одна шлюха, которая раньше была часто на слуху – фэндомная (ФШ). Обычно под этим термином подразумевают автора, скачущего с одного популярного фэндома на другой в погоне за славой. Некоторые читатели так нелестно реагируют на авторов, которые уходят из их любимого фэндома в другой (незнакомый, малознакомый, ненавистный), не учитывая, что интересы у людей со временем тоже меняются, а может, автор уже написал в данной вселенной всё, что мог.

Также отдельно можно выделить графоманов. Викисловарь определяет графомана так: тот, кто страдает графоманией, патологически стремится писать, не обладая соответствующими способностями, талантом. Тут тоже довольно-таки спорно: с одной стороны не стремятся шибко развиваться, но пишут весьма на должном уровне (из тех, кого я знаю), постоянно радуя своих читателей стабильными выкладками продолжения своих работ. Правда, вряд ли от них стоит ожидать нечто совершенно эдакое.

Но куда бы не относился автор, в процессе его работы всё равно остаются ошибки и недочёты. Даже у опытных авторов происходит то, что называют «глаз замылился». И тут на помощь фикрайтеру приходят беты и гаммы, выполняющие роль редакторов (исходя из этого авторов называют альфой).

Бета (бета-ридер, от beta, beta-reader) – это редактор в среде фанфикшена. Где-то под данным термином понимают редактирование в полном объёме исправлений и взаимодействия с автором, потому что это первый читатель, который помогает подготовить фанф к всеобщему обозрение. Но бывает деление функций, и в этом случае подразумевается, что бета – это человек, занимающийся в основном вычиткой текста на грамматические, орфографические, пунктуационные и логические ошибки в предложениях, то есть приводит в соответствие с правилами правописания. А гамма (гамма-ридер от gamma, gamma-reader) занимается исправлением логики сюжета и его стиля в целом, так же может работать с речевыми ошибками; что делает её что-то средним между соавтором и бетой. Естественно, бета и/или гамма должны быть более подкованными чем автор, чтобы суметь отшлифовать текст. Это тоже значительный труд, поэтому, если кто-то занимался вычиткой, то стоит указать его имя, ник или псевдоним в соответствующей графе. И ещё хочется заметить: если бета или гамма пишет свои тексты не шибко грамотно, это вовсе не значит, что после её вычитки будет море ошибок у автора – стоит её проверить. Возможно, этот человек из тех, кто в чужом глазу соринку заметит, а в своём и бревна не увидит: чужие-то ошибки всегда лучше своих видно.

Как работать и взаимодействовать, авторы и их помощники решают сами между собой, оговаривая роли и функции до начала работ и, возможно, изменяя в процессе. Лично я всегда предупреждаю, что я по большей части гамма, но параллельно вычитываю и на правописание, но не исправляю – указываю и объясняю.

И последний из этой творческой шайки, кого не указала – переводчик. Он появляется только в случае перевода фанфика с языка на язык. Такому человеку можно лишь пожелать хорошего владения языка, с которого он переводит, чтобы его бета/гамма не была переводчиком с русского на русский.

Запись опубликована в рубрике Отсебячина, бытовуха. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *