Анимация против мультипликации

Писалось для фикбука. Но туда пока не выложила, вернее, не открыла из черновиков. Это своего рода статья-заметка, есть ли вообще смысл в войне между аниме и мультфильмами?


Анимация против мультипликации

Как идёт война между гетщиками и слэшерами (в последнее время ещё и любителями омегаверса), так идёт война между любителями западной мультипликации и японской анимации. Воюют они не день и не два, а уже годами, обливая друг друга грязью, помоями и всем, на что хватает фантазии. И мало кто выходит из этой безумной битвы, наконец-то придя к компромиссу и пожав руку сопернику. К сожалению, мало кто задумывается, в чём собственно весь сыр-бор и что больше нравится: мандарин или апельсин. В том-то и беда – всё это дело вкуса. Кому-то нравится один продукт, кому-то другой. И в обоих случаях всегда есть шанс напороться на протухшее или недозрелое, так же как и во всём остальном.

Знаю, что отошла от темы, задевая другое, но так легче объяснить абсурдность бессмысленных споров. До прихода на фикбук я больше сталкивалась со спором: что лучше западная мультипликация или же японская анимация. Повидала «кровопролитные» сражения на просторах интернета, лично становилась объектом насмешек со стороны знакомых из-за своих интересов к культуре Дальнего Востока. Самое нелепое происшествие, когда горе-жених разорвал отношения, узнав, что я на дух не переношу «Южный парк». Эта же война выходит в СМИ, раздувая скандалы, например, из-за самоубийства после просмотра какого-то аниме, чтения манги. Иными словами: эта борьба зачастую принимает смехотворные обороты, а если не остановить во время – перерастает в трагедию. Люди забывают, что на вкус и цвет фломастеры разные. У каждого из нас есть личное мнение (ну, или почти личное), что и диктует наши вкусы, следовательно, наш выбор.

Ещё раз сделаю небольшое отступление: обозначим западные творения мультипликацией (мультфильмами и мультсериалами), а японские – анимацией (аниме). Конечно, если влезать в значения слов, то разница будет видна, но, по сути, и те и другие по большому счёту не отличаются (да простят меня обе стороны споров). А теперь продолжим.

При выборе между аниме и мультфильмами каждый даст свой ответ. И он (ответ) будет зависеть от многих факторов. Попробую выделить те, которые вышли из ответов знакомых (возраст учитывать не будем, с ним итак ясно):

1. Дань моде. Поставила на первое место, потому что в основном современные зрители ориентируется именно по данному принципу. При этом они даже не углубляются и не задумываются над тем, что смотрят. Пока был наплыв на аниме, смотрели дружненько его, спал интерес публики – переключились на новенькое, тут же забыв про старое.

2. Привычка. Привычка играет далеко не последнюю роль в выборе. Некоторым сложно меняться, а кто-то боится и по старинке предпочитает смотреть то, что начал.

3. Мышление. Речь не об интеллекте, а о менталитете и всем вытекающем из него: не каждому человеку дано понять культуру Запада или культуру Востока в силу религии, социальных норм и морали, эстетики, внутренних устоев.

4. Рисовка. Всё просто: если не нравится, как нарисовано, то смотреть не будет – человеку важна картинка, оформление. Это довольно частое явление. Многие списывают именно на изображение. Кому-то не нравятся большие анимешные глаза и серо-буро-малиновые волосы, кому-то – квадратные диснеевские герои и т.д. и т.п. При этом люди забывают, что даже внутри студии могут иметься существенные различия. Дисней тому подтверждение: Русалочка, Геракл, Мики Маус и Вини-Пух – тут итак всё ясно. На счёт аниме: мне тут сложнее, но студии точно имеют различия, да и по рисовке можно определить примерный жанр.

5. Жанр. Вот на этом пункте возникла длинная пауза – не знала, что писать. Вроде бы этот простенький пунктик, на вкус зрителя. Поэтому попробуем подойти с другого края. Одна из сложностей для тех, кто переходит с мультфильмов на аниме, – множество новых понятий, например, сёнэн, меха, кодомо. Самое страшное, наверное, для парня столкнуться с яоем, что запросто может отбить желание посмотреть что-нибудь ещё даже по телевизору – везде будет мерещиться «всякая гомосятина», тем более она может и в самом деле мелькать, ведь в сёнэне элементы сёнэн-ая – довольно частый приём для комичности. Для обратного перехода может стать проблемой более мелкий перечень жанров, где те же меха, киберпанк, да и многие другие не являются отдельным жанром – просто фантастика, а по скудным описаниям не сразу поймёшь. Тем более если это самое описание составлял школьник, не подружившийся с учебником по русскому языку и не имеющий приличного словарного запаса.

Ах да, некоторые жанры проще найти именно в мультфильмах, другие – именно в аниме.

6. Рекомендации и мнение друзей, знакомых и окружающих. Человек – существо социальное, и мнение окружающих его всё-таки волнует в той или иной степени, вот он и подстраивается под обстановку. Кто-то просто не смотрит из-за чужих суждений: мультики – для детей, а аниме – это китайские порномультики, которых на самом деле делают в Японии (одно из самых бредовых определений, отображающее лишь малую часть правды, но даже на этом – спасибо). Кто-то может втихушку смотреть, будто смотрит не мультфильмы (аниме) вовсе, а порно без цензуры, живя при этом в строго религиозной семье, где за такое и пояс верности напялить могут да в психушку на курс-другой. Это одна сторона. Другая: человек может и смотреть, но только за компанию, не получая никакого удовольствия, зря тратит время, а его неудовлетворённость-то в это время растёт. Бывает и такое, что расхвалят так, что ожидаешь нечто незабываемое, а во время просмотра испытываешь сплошное разочарование и ощущение обмана. В последних случаях стоит просто знать вкусы и предпочтения: если друг любит боевики, то не надо навязывать ему слезливую романтику, это тоже самое, что вместо «Терминатора» подсунуть «Титаник», а потом удивляться, что он взбесился и больше не слушает рекомендации. У каждого из нас свои вкусы, их стоит учитывать. И на каждую привереду можно найти то, что заинтересует, как среди западной мультипликации, так и японской анимации.

7. Философия и мотивация. Многие ругают аниме из-за привычки во время боя впадать в дискуссии о том, как противник дошёл до такой жизни. Соглашусь, порой это нервирует, особенно, когда пятиминутная битва растягивается серий, этак, на пять-семь. Однако есть возможность лучше понять персонажа, его мотивы, а то когда злодей просто злодей с целью просто захватить и/или уничтожить мир – как-то скучно и не то, особенно если персонаж имеет привычку ржать/хихикать как псих. С другой стороны это может стать лишней информацией, а то и породить в головке зрителя неправильные выводы о жизни.

Конечно, можно ещё перечислять и перечислять, но на этом прекращу. Если у кого-то возник вопрос, почему не внесла в список сюжет – просто решила выделить его отдельно. Для полнометражных сюжет идёт на протяжении всего фильма, но вот если говорить о сериалах, то тут порой начинаются беды.

Среди западных довольно много встречается сериалов, где каждый эпизод сам по себе. Если пропустишь один, то ничего, по сути, не потеряешь. Ярким примером можно назвать «Том и Джери» – каждую серию они только и подставляют друг друга; следующий «Симпсоны» – сколько бы сезонов не вышло, Мэги никак не вырастит из своих подгузников, Лиза и Барт никак не закончат школу. В таких сериалах сюжет выстроен только на данную серию, на следующую он никак не повлияет, хотя изредка бывают исключения, типа воспоминаний о том или ином событии и на этом взаимосвязь заканчивается.

Привести примеры подобных аниме затрудняюсь, обычно я ищу именно с единой сюжетной линией. И всё же думаю, что и такие есть.

Плюс таких сериалов – пропустил серию, ничего не потерял. Так же обычно они не несут чего-то сверхвысокого и сверхценного, обычно это просто сериалы для развлечения, чтобы убить время и отдохнуть, не нагружая мозг. Хотя и среди них бывают весьма хорошие вещи. «Царь горы» не открывает чего-то нового, но показывает жизненные ситуации, проблемы, пути решения и к чему собственно эти пути приводят.

Минус – собственно и есть, отсутствие единой сюжетной линии.

Бывает и такое, что сюжетная линия вроде бы есть, но на деле её нет. Например, «Вуншпунш», «Джуманджи» и «Экстремальные охотники за приведениями» (конечно, их больше). Вроде бы в них заложена идея, но она где-то потерялась. Сериал начался, потом тянулся, вроде бы иногда мелькали связки между сериями, а вот потом бац – и всё кончилось, оставляя главный вопрос «Что это было?», не говоря уже обо всех остальных.

«Вуншпунш» радует загадками, но серии имеют слабую взаимосвязь, которую в основном проявляет Магог. В одной из серий был рассказ, как всё это началось. Но вот как всё это закончилось – узнать не дали. Последний эпизод закончился как и все остальные. Вопросов много, а ответов нет – вот и все надежды на фанатов и их творения.

Мультсериал «Джуманджи» имеет основное отличие от фильма в том, что дети попадают сами в игру, там знакомятся с Аланом и решают ему помочь выбраться. Вот тут и начинается беда. О повседневной жизни Питера и Джуди известно мало, в основном их жизнь в Брэкнфорде отображается более подробно тогда, когда её переворачивает Джуманджи. Некоторые периоды их жизни вообще выпали, даже для самой игры. Например, о том, что Питер владеет языком Манджи, узнаём уже по факту, когда он на нём говорит. Да, мальчишка сказал, что его научил Алан, но когда – так и остаётся загадкой даже для Джуди, а вроде всегда рядом… Взаимосвязь между сериями где-то теряется, из новых знакомых сохраняются в основном обитатели Джуманджи, и то по большей части злодеи. Из школьной жизни Питера – Рок, и то его поведение иногда странно меняется без объяснения. В одной серии выясняется, что у Питера появился друг, но о нём до этого и после опять никаких упоминаний, как и о Марии – девочке, которая нравится опять же Питеру. Джуди повезло ещё меньше…

Ребята играют, бросают кости (иногда случайно роняют), но как передвинулась фигурка – отобразилось лишь в первой серии. Втянутые окружающие не становятся игроками, а лишь временно попадают туда, после чего забывают о своём приключении. В целом, продолжение мультсериала вообще вызывало подозрение, что дети могли забросить игру в любой момент, то есть оригинального требования, отображённого и в фильме – начав игру, её нужно закончить – нет. Концовка вышла смазанной, что только опечаливает. Так хорошо начиналось, и так плохо закончилось.

Та же история повторилась с экстремальными охотниками. Есть взаимосвязь с предыдущим мультсериалом (всё-таки продолжение), но вот в самом связь прослеживается не очень хорошо. Но тут уже персонажи раскрыты, что порадовало. А вот концовка опять же смазанная, какая-то недосказанность. Остаётся тихо надеяться, что в планах было продолжить, но почему-то этого не произошло.

Иногда подобное происходит с аниме, которые изначально имели связующий сюжет, но потеряли его из-за западной цензуры, например, «Покемоны». Герои только то и делают, что бродят, собирают монстриков и заставляют их сражаться между собой, а команда R по жизни заканчивает своё выступление звёздочкой в небе. Или же я просто не видела этих связок, так как надоело раньше.

Вообще-то в первых сериях редко бывает связь, особенно в длинных сериалах. Каждая серия долгое время может быть самостоятельной, подобно обычным будням – дни идут независимо друг от друга, пока не произойдёт переломный момент и не потянет за собой череду событий. Вот только иногда эту рисованную череду событий надоедает ждать, а уже где-то на двадцатой серии начинаешь терять уверенность, будет ли вообще общий сюжет, и позволит ли вообще появиться главный бос на сей бал. Хотя бывают моменты, что лучше бы он вообще не появлялся – свалился как снег на голову, его тут же стряхнули с этой самой головы, поколотили (кому-то для стимула надо, чтобы поколотили самого) и, в общем, на этом конец. Для чего вообще всё строилось – не понятно, какая была связь с предыдущими врагами – ещё большая загадка. Особенно такое встречается с аниме по играм. Сколько я не пыталась осознать «Рагнорок», так и не поняла (особенно не поняла его название при таком сюжете, да, сделано по игре, но как-то… бредово?)

Пропуск первых (после второй-третьей) серий таких обычно не несёт ничего важного, наверное, можно занести это в плюс. Однако можно пропустить связующую серию – минус. Больше вопросов нежели ответов, когда это и есть оригинал – минус, способный обернуться в плюс для создателей фанфов и додзинси. Если создано по мотивам, то минус для тех, кто не имеет возможности познакомиться с оригиналом.

Оборванная концовка – плюс всё так же для фанатов, оптимистов и любящих открытые финалы, минус – для пессимистов и тех, кому нужна чёткая концовка без всяких «может быть».

Сериалы, имеющие общую сюжетную линию и взаимосвязь – это сокровище, которые нужно отыскать. Не сказать, что их совсем мало, но на общем фоне – их численность плачевна. Эти драгоценные камушки я чаще встречаю в аниме, но нахожу и в западных мультсериалах.

Обычно первые серии в них являются вводными и знакомят с персонажами и миром в целом. Пару серий в них может выпасть, чтобы отобразить их повседневную жизнь, но в них-то и может начать мелькать взаимосвязь не только на уровне знакомства с разными героями, но и выстраивания отношениями с ними. Иногда они кажутся бессвязными, но это может быть причиной того, что начало сюжета легло где-то раньше, а нам показывают в лучшем случае середину. Правда, в таких ситуациях порой забывают объяснять используемые термины и дают им определение уже где-то за десятым эпизодом, а что вообще происходит – ближе к концу. Лишь бы конец был с этими кризисами в экономике.

Из западных мультсериалов к имеющим единый сюжет можно отнести «Человека-паука» (не могу сказать, которая именно версия, но там есть Мадам Паутина), «Х-менов», «Невероятного Халка», «Галактик Футбол», «Генератор Рекс»; из аниме самыми яркими примерами можно привести «Стальной алхимик» (второй), «Планета Царя зверей». Все последующие события в сериях строятся с учётом предыдущих (это не «Южный парк», где практически в каждой серии убивают Кенни, а в следующей он опять жив). Старые знакомые могут выпадать на время, но потом вернуться, даже если казались ранее фоновыми, могут сыграть значительную роль. Отношения за время отсутствия могут смениться: влюблённость и дружба приостыть или окрепнуть, а враг только сильнее войти в ярость, не простив старые обиды, или забыть о них – для них время тоже идёт. Рухнувшее здание (во время битвы или катаклизма) будут восстанавливать, а может на его месте появиться так и неразобранная до сих пор свалка строительного мусора или же вовсе пустырь. Вроде бы такие мелочи, но они создают целостность сюжета.

Минус таких сериалов – пропустив серию, потом можно долго не понимать происходящее.

Плюсы: сюжет имеет одну линию, и даже сторонние серии вливаются как дополнение к основному, отображая разные стороны жизни героев.

Музыкальное сопровождение и заставки. Вот тут есть существенное различие. У аниме-сериалов за двадцать серий где-то на двенадцатой меняются заставки, а вместе с ними и песни. Западные этим похвастаться не могут: у трёхсотого эпизода всё те же заставки, что у первого, да и отдельно нарисованной заставкой они редко наделены, зачастую – нарезка кусков серий.

Итог.

Что выбирать, решать, конечно же, вам, ведь это ваш вкус и ваше время. Могу лишь предложить следующее:

При выборе по жанрам, стоит быть чуточку внимательнее, найти значения незнакомых слов. Если его определение не взорвало мозг, то попробовать посмотреть серию-две. И если вы когда-то смотрели с таким жанром одну работу и вам не понравилось, то нет гарантий, что вам не понравятся и все остальные – вполне возможно, что комбинация жанров была не вашей (и да, к яою, юри и хентаю это не относится, как порно не назови, порно оно и будет, просто с другими элементами, если же вам противно – не стоит себя насиловать). У меня подобная ситуация произошла с жанром меха (обычно человекоподобные роботы), если первые не понравились, то теперь есть любимые среди них, поэтому не отношусь так категорически к жанрам, как раньше.

Теперь про махо-сёдзё (девочки-волшебницы) – этого добра навалом, однако все они разные. Среди них есть и глупости, но есть весьма интересные вещи. «Сейлормун» имеет одну постановку вопроса и битвам отведено одно время. Тут по большей части борьба со злом, демонами, дружба. Время борьбы как минимум половина серии. В «Легенде о Белоснежке Притии» на фоне борьбы идут ценности семьи и любви в ней, и борьба с демонами занимает меньшую часть серии. «Ведьма» (Чародейки) на фоне всех виденных мультфильмов и аниме в данном жанре – на мой взгляд, самое лучшее: вопросы дружбы, отношений, доверия, семьи, и, конечно же, ответственности. Он менее идеализирован и более правдоподобен.

При выборе по сюжету и стоит выбирать по сюжету, а не производителю. Вопрос уже в том, устроит ли вас подача, начиная от рисовки и заканчивая менталитетом и моралью.

Если очень впечатлило, можно написать и фанфы, вложив в них «как бы я поступил, будь там?», создать альтернативную вселенную или попытаться найти ответы на нерешённые вопросы. Только одна просьба: пожалуйста, не идеализируйте себя там, а оставайся обычным живым человеком со своими слабостями, проблемами и потребностями.

Возможно, именно вы вдохнёте новую жизнь, открыв многие тайны.

Запись опубликована в рубрике аниме, мультфильмы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 Responses to Анимация против мультипликации

  1. Jay пишет:

    Обычно я не отдаю большего предпочтения ни аниме, ни западным мультфильмам, и скорее воспринимаю их на равных, хотя и, естественно, вижу различия. Обычно меня может заинтересовать сюжет, идея. В принципе люблю любую анимацию. smile Но зависит от самой конкретной работы понравится ли она или нет.

    Говоря о различиях внутри студиях, если говорить конкретно про аниме… Могу назвать студию Bones. Из того, что у них видела, могу назвать Волчий дождь, Ouran High School Host Club, Soul Eater. Стили и жанры различны. Ouran комичен, Soul Eater… тоже комичен, но более жесткий. В случае с Soul Eater стиль мне (почему-то) показался достаточно «мультяшным» (в смысле, похожим на некоторые западные мультфильмы). Волчий дождь — серьезное (и несколько «темное» и даже тяжелое) аниме, забавные моменты есть, но мало. Стиль более близкий к «реалистичному».

    В общем явно видны резкие различия. Хотя и будем учитывать, что Ouran и Soul Eater созданы по манге, а потому в той или иной степени все же пытаются следовать стилю мангаки.

    Мне, кстати, в детстве казалось, что аниме как раз и является по большей части хентаем и чем-то «странным» и «мозговыносящим». laugh Хотя и любила Покемонов, но все же стереотип этот мне навязали. Поэтому несколько стороной обходила аниме. Правда, потом узнала про Волчий дождь, и он этот стереотип разрушил.

    • Лилиадна пишет:

      Мне Soul Eater чем-то напоминает клипы Gorillassmile
      Смотрела все перечисленные. Если бы все эти аниме были одной рисовки… даже не знаю, что было бы в итоге, но явно не то, что есть. А вообще да, аниме в основном рисуется по манге и это играет свою роль.

      У меня предпочтения зависит от жанра и вопроса, может, тут дело привычки и способа преподнесения у странsmile

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *