Копьё

Копьё

Одна из моих героинь в качестве оружия предпочитает не что иное, как копьё. Да-да, именно героиня – слушать она никого не хочет, брать в руки что-то другое – тем более. И чтобы знать, как с ней общаться, пришлось поискать информацию, дабы не обидеть девочку.

Итак, копьё относится к древковому оружию, которое может быть метательным, колющим или колюще-рубящим. То есть колющее или рубящее оружие снабдили длинным древком для преимущества над противником с коротким оружием. Увеличение длины позволило пехотинцу атаковать всадника или держать его на расстоянии. И это преимущество породило множество разновидностей древкового оружия с разными наконечниками и различной длиной древка соответственно для разных целей: копья, трезубцы, боевые вилы, секиры и другие.

Так, как в первую очередь меня волнует именно копьё, то его и рассмотрим. «Википедия» подсказывает: копьё – это метательное, колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие. Из определения можно сделать выводы, что копья можно разделить на два вида: метательные (для дальнего боя) и рукопашные(для ближнего).

Длина копья составляла от 3 до 4 метров. При беглом взгляде составляющее копья можно разбить на деревянное древко и металлический наконечники, форма которого может быть самой разнообразной, но не превышающий 50 см. Если рассматривать внимательнее и подробнее, то обычно оно состоит из:

2013-09-27 Составляющие копьяa)    Тупой конец (вток)

b)    Древко

c)     Лангеты (щеки, планки), по одному с каждой стороны

d)    Втулка

e)     Перо (Втулка и перо составляют наконечник)

Прототипы копья можно встретить и в наше время у обезьян, использующих острые палки при охоте на мелких животных. Аналогично когда-то поступали и люди, постепенно совершенствуя оружие не только заточкой палки из твёрдого дерева, но и обжига для твёрдости. Конечно, в таком случае оружие затуплялось. Такие устройства копья применялись везде и всеми, пока не улучшились, однако эти примитивные варианты, как заострённые палки из твёрдых пород дерева и бамбуковые палки с косым срезом долго оставались у крестьян. Но на этом никто не остановился – начали появляться наконечники из камня, кости, а позже и металла.

Война – это искусство. А искусство тоже имеет свои правила и их основоположников. Не знаю, насколько уместно ли то, что говорили нам при обучении, но повторю своих учителей: «Правила написаны чужой кровью. Каждый знак, каждая буква – это чужие слёзы». Гибель большого количества воинов грозит не только гибелью правителя, но и всего проигравшего сражения государства.

Совершенствование оружия приводило к совершенствованию защиты: щитов и брони. Это в свою очередь совершенствовало оружие для пробивания подобной преграды. Наконечники копий делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными. Ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные наконечники могли использоваться против врага, не защищенного доспехами: двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня. Копейщики – сила, специально созданная для нападения и завязки решительного сражения. Таранное действие «копейного» удара при сшибке с врагом нередко предопределяло исход битвы.

Опыт крестовых походов дал понять, что необходимо менять форму древкового оружия, следовательно, и его применение. Ведь довольно долгое время копья чаще использовались для метаний и имели соответствующую контракцию – центр тяжести был смещён к наконечнику. Конечно, такое копьё имело недостаток – после броска копейщик оставался безоружным, что вынуждало носить с собой второе либо привязывать к копью длинный кожаный ремень, чтобы вернуть его обратно. Время шло, менялась тактика боя, что требовало и перемен и дальше. Битвы в строю показали, что копьё для бросков не годились для ближнего боя, ведь при рукопашном оружие удобнее держать как раз ближе к центру тяжести. А отсюда смещалось и положение копья в строю назад, мешая задним рядам и уменьшая расстояние до противника.

Но только бронёй не выиграть, менялись и тактики. Примеры можно найти в учебниках по истории, а если их нет, то вспомнить исторические фильмы, но лучше всё же воспользоваться справочной литературой. «Википедия» рассказывает об особенностях македонской и эллинистической фаланги –дифференцировании оружия по рядам. Иначе говоря, размер копий изменялся в зависимости от положения копейщика. Первыми рядами шли щитоносцы, вооружённые одноручными копьями (кстати, длина древка у первого и второго ряда одинакова). А вот следующие ряды заполняли уже сариссофоры – воины, нёсшие сариссы, которые удлинялись в каждом ряду и достигали 670 см, сохраняя крошечный наконечник, поэтому вес оружия мог превышать 6 кг. Сариссофора можно назвать слепым из-за его положения в фаланге. Так как он не мог видеть врага, то ударов не наносил. Задачей этого воина было управление сариссой, ориентируясь на своё осязание. Натыкаясь своим копьём на что-то твёрдое, сасиссофор начинал напирать непосредственно на преграду, неподталкивая при этом товарищей спереди, что позволяло первым рядам наносить точные удары копьями, не толкаясь щитами.

Передача кавалерии главной ударной силы привело к стремлению повысить эффективность копья всадника. Началось удлинение и усиление древка. Изменения коснулись и наконечника – они стали длинными и острыми. Теперь уже копьё нельзя удавалось держать в одной руке, подняв над головой. Всадник был вынужден брать копье «наперевес» (зажимать его под мышкой) и наносить удар только массой своего тела. Со временем начались первые попытки защитить ведущую руку от ран  с помощью плоского металлического диска.

Работы по совершенствованию копий продолжались. Усиление нижней части древка привело к утоньшению того места, где лежит рука. Кавалерийское копьё стало постоянно набирать вес. Не смотря на изменения в диаметре, древко приобрело желобок, которое иногда имел значительную глубину. Для улучшения баланса в заднюю часть древка заливался свинец. И вот кавалерийское копьё в среднем начало достигать 3,5 м. Перед атакой копье приводили в горизонтальное положение и клали на опорный крюк, закреплённый на нагруднике таким образом, что рука оказывалась перед крюком. Однако при ударе оружие могло поддаться назад, что приводило к зажатию руки между ложбиной и крюком, а копьё при этом часто соскальзывало с опоры. Эти случаи привели к установке муфты, позволяющей жёстче фиксировать копьё во время удара.

Но защита и совершенствование требовались и противостоящей стороне. Копья для ближнего боя стали короче, теперь они лишь немного превышали рост человека. И использовались в таком варианте долгое время, потеснив длинные. А вот лёгкие ландскнехтские копья достигали в длину от  4,5 до 5 метров и предназначались для первого удара по противнику.  У швейцарцев подобные копья не превышали длину 3 метров.

Переход к осёдлости породил ещё один вид копья – загонное, используемое для защиты от конницы и животных. В наиболее простом варианте представлял собой довольно толстый кол (позволяющий охватить рукой) и длиной до двух метров при защите от животных и до пяти метров для защиты от лошадей. Вес такого копья превышал два килограмма, что давало достаточно хорошую пробивную силу. Эту рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие. У такого копья отсутствовал противовес, что осложняло его в применении для удара, а метание было возможно лишь на несколько метров.

Следующим этапом развития стал новый вид рогатины – пика, которой вооружались пехотинцы, вновь вынужденные строиться фалангой. Применение маленького наконечника и сравнительно лёгкого дерева позволяло удерживать вес на уровне 4,5 кг, однако наносить удары было неудобно из-за отсутствия противовеса. При наступлении на пехоту пику просто направляли на противника и наступали, зажимая оружие под мышкой для горизонтального положения. Для более жёсткой фиксации тупой конец пики упирался в специальных держатель – «ток», приваренный к кирасе, что позволяло увеличить эффективную длину. При отражении атаки кавалерии её тупой конец упирали в землю.

Появление подвижной артиллерии тоже стали причиной перемен – теперь требовалось увеличить мобильность войск. Тяжёлую пику заменили  лёгкой (около 2,5 кг) с длиной лишь 300 см и возможностью нанесения ударов. С этого момента пика имела больший наконечник с парой дополнительных лезвий, выполняющих функцию перекладины, и противовес. Однако даже так пика оставалась длинной для индивидуального боя – пикинер продолжал носить шпагу или кортик.

В артиллерии использовались специальные пальникикопья с дополнительными ответвлениями, на которые наматывался фитиль. Это наполовину оружие, наполовину приспособление для стрельбы.

В прошлые века пики использовались не только для войн, но и для охоты. Медвежье копье, кабанье или свиное копье – особые типы копий и назывались  по животным, для которых предназначались. Эти копья мощные – они должны выдержать вес поражённого животного и не сломаться. Наконечник широкий, листовидный, с очень острыми краями. Позже для ограничения глубины проникновения наконечника в тело на втулку копья привязывали крепким кожаным ремнём специальный рог. Мощное, крепкое древко длиной до 2 метров на большей части своей длины обматывалось узким кожаным ремнем и обивалось гвоздями, чтобы предотвратить выскальзывание древка из руки. Начиная с XVI века, вошли в употребление кабаньи копья с устройствами для стрельбы.

На протяжении истории копье пытались изменить так, чтобы оно могло служить не только для укола, но и для рубки и раздробления. Его даже снабжали крюком для стаскивания противника с седла. Стремление повысить универсальность копья привело не только к новым усовершенствованиям, но и новым видам древкового оружия, такие какглефы, алебарды и другие.

Приёмы копейного боя не отличаются разнообразием.

Мулине – приём одиночного боя, при котором, копьём делаются кругообразные движения, что обеспечивает почти постоянную защиту и даёт возможность атаковать с любой плоскости. «Змея» – колющий удар, при котором передняя рука держит древко не крепко, а позволяет ему свободно скользить, резко увеличивает дистанцию поражения противника.

Таранная тактика  применялась практически любой фалангой: с разбегу наносился копейный удар в строй противника.Очерёдную тактику можно назвать «швейной машинкой». При ней первые номера наносили удар, вторые номера наоборот убирали копья к себе. В результате, даже если противник сбивал в сторону наконечники первых номеров, то он нарывался на копья вторых. Эта тактика часто применялась в шотландских каре. При древковой тактике действовали в основном древком копья. Как вариант, один заносил копьё под коленки противнику, а двое других скрещивали копья и толкали его в грудь. Подобная тактикаудобна против воинов в тяжёлых доспехах таких, как рыцари.

Копьё по праву заслужило свою популярность и уважение, прослужив человеку столько лет. В прошлом среди германцев почтение к копью так возросло, что только свободному человеку дозволялось носить его. Копья, как и другое оружие, любили украшать: прикрепляли ленты, флажки, знамёна. Вымпел (ленты) позволял легче узнать копьеносца в сумятице боя и увидеть направление атаки. В эпоху развивающегося рыцарства по знамени, его величины и украшения копья говорило о ранге и родовитости владельца. Парадные оружия дворцовой стражи имели тонкую гравировку, часто даже позолоту, нанесением амальгамы на наконечниках, древки обтягивали тканью, отделывали металлическими, а часто и позолоченными гвоздиками. Позднее, в XVI веке, прежде всего на втулке укрепляли кисти, а место удержания рукой обтягивали бархатом, который по краям отделывался бахромой.

В. Бехайм в энциклопедии оружия отмечает, что с начала XVI века повсюду увеличилось количество роскошного оружия. Наконечники богато украшались путём травления, таушировки, нередко также искусной резьбой по металлу. Приблизительно к середине столетия появились древки с насечкой или наколкой. Способ их изготовления своеобразен: ствол живого дерева местами освобождали от коры, Затем на поверхность древесины ножом равномерно или неравномерно наносили разрезы, после чего снова закрывали корой. Спустя некоторое время надрезанные места вздувались. Когда желваки достигали желаемых размеров, дерево срубали и тщательно высушивали. Особо изящным считалось нанести узоры, это делали с помощью специального чекана, на бойке которого были вырезаны звезды, полумесяцы и т. п. В основе способа лежит желание сделать таким образом древко шероховатым, чтобы оно не выскальзывало из рук.

Пусть сейчас на войне используют совершенно другие виды оружия, однако копьё стало символом воинственности, агрессивной активности, а также фаллическим символом. Эмблемой победы служит копьё Индры – индуистского бога войны. А ещё копьё – один из символов мировой оси.

Может, именно поэтому моя героиня так упорно желала сохранить своё копьё?

Источники и используемая литература

Лилиадна

One thought on “Копьё

JayОпубликовано  6:35 пп - Сен 27, 2013

Большое исследование ты провела. smile Статья большая и подробная, мне кажется, она будет полезна тем, кто заинтересуется подобной темой. О_о Поэтому надеюсь, что людям удастся выйти на твою страницу. smile

HazeОпубликовано  10:57 пп - Сен 27, 2013

Вау. Какая подробная статья. Малую часть о копье знала сама, но только малую. Тоже есть герои, которые используют в качестве оружие копье. Пожалуй, даже некоторые данные об этом оружие сохраню smile

ЛилиаднаОпубликовано  7:37 пп - Сен 28, 2013

Jay и Haze, спасибо вам за комментарииsmile Копьё оказалось куда интереснее, чем сама думалаsmile Тут хоть и поверхностное, самое основное и интересное для меня, но уже подкопилось.
Если так посмотреть, в фэнтази данное оружие редко используется у главного героя или у его приближённых товарищей…

Добавить комментарий для Haze Отменить ответ