Драбблы по Бен 10

Драбблы по Бен 10

Ещё в далёком (уже) январе 2015 года я начинала заново статью про контекстуальные синонимы на примере фэндома. Статью я так и не закончила, умудрившись потерять файл. И вот после года поисков я его наконец-то обнаружила в одной из резервной копии. Заканчивать не хочу, но зато вырву оттуда примеры, которые писала в качестве примеров… И всё-таки оставлю примечания по контекстуальным синонимам в этих моментах. По сути выпало лишь написанное введение и так и незавершённые куски-наброски после.

 

– Мистер, – остановил его мальчишка, тихонько подёргав за край рубашки, и протянул подобранный бумажник. – Вы обронили.

Хоуэлл поблагодарил, извинившись за свою невнимательность, но стоило ребёнку отдалиться, тут же проверил содержимое кошелька. Всё на месте: кредитки, несколько мелких купюр и монет, визитки, не тронута и пожелтевшая фотография. А ведь мальчишка похож на него: такие же русые взлохмаченные волосы, такие же зелёные наивные глаза, даже такая же добродушная улыбка. Интересно, жив ли всё ещё этот сорванец? Конечно, жив. Если он сумел выбраться из замка Вечных Рыцарей, то и из других передряг тоже.

– Дорогой, что-то случилось? – поинтересовалась Элис, заметив непривычную умиротворённую улыбку на лице мужа и букет в руках. Обычно он был крайне взволнован при каждом посещении больницы, будто вёл супругу не на УЗИ, а очень рисковую операцию. Но даже так в больницу его было практически не затащить – вот и сегодня ждал рядом со зданием.

– Как наш малыш Бен? – оживился тот, наклоняясь к большому животу жены.

– Вот уж не пойму, чего ты вцепился в это имя, – наигранно закатила глаза Элис и положила свою руку поверх пальцев мужа. Счастливый папа довольно улыбался и сюсюкался при каждом малейшем толчке. – Ох, ваша взяла, – посмеялась она. – Бенджамин Уайнрайт, не колоти так маму.

Хоуэлл вновь улыбнулся и подарил жене цветы. Бенджамин Уайнрайт. Его сын. Сын, которым он обязан странному мальчишке, умеющего превращаться в пришельцев, или же пришельцу, умеющему превращаться в человека. Знакомство с Беном перевернуло и вывернуло всё, что возможно и даже невозможно, в душе и взрослого и устоявшегося мужчины. Конченный уфолог, искатель инопланетных технологий, пытающийся всем доказать наличие внеземной жизни, теперь в прошлом. Он знает, что инопланетяне существуют и они такие же люди. Или почти люди.

 

Небольшой пример, с преобладающей фокальностью Хоуэлла Уайнрайат (уфолога из оригинального сериала).  Согласно канону, оставили его жить в США, именно поэтому незнакомый ребёнок обратился к нему мистер. Элис обращается к нему «Дорогой», а в её вокальности значится их семейное положение – он её муж и отец их сына. Для Хоэулла Элис – супруга, жена, мать их сына; женщина, которую он мог упустить.

Но вернёмся к словам мальчишки. Если бы это произошло у нас, то обратились бы дядя или дяденька, в Корее – аджосси, во Франции – мсье, в Италии – сеньор и т.д. В большинстве случаев при адаптации можно обойтись нашими пресловутыми дяденькой или господином. То есть первым контекстуальным синонимом можно уже использовать местные или адаптированные обращения. Причём не только в разговорах, но и в речи автора:

 

Мистер Максвелл Теннисон – легенда Санитаров Космоса, выдающийся человек с Земли, прославившийся во всей галактике Млечного Пути. Он был героем, защищавшим свою планету от инопланетных угроз. Но самое главное для Хелен вовсе не воспетая слава, а сам человек. Мистер Теннисон дал опору ей, её брату, друзьям, помогал и наставлял совершенно чужих для него детей. Кинэсэлерейн, тетраманд или человек; прибившиеся полукровки или его родные внуки – мистер Теннисон любил их всех и ко всем одинаково относился с добротой и строгостью. Возможно, однажды она забудется, как и во сне, назовёт его дедушкой Максом, а он, как и во сне, посмеётся, что слишком долго ждал этого.

 

При том, что здесь в самом начале был выдан список заслуг Макса, она вроде как восхищена им, но держится отстранённо из-за холодного «мистер Теннисон» (даже не «мистер Макс», а именно «мистер Теннисон»). Если бы мы написали “Санитар дал опору ей, её брату, друзьям, помогал и наставлял совершенно чужих для него детей”, то получили бы уже другую атмосферу, ведь в данном случае уже теряется, что опору дал именно Теннисон. Хоть Хелен и хочет назвать его дедушкой Максом, но не решается – это нарушит границы, которые девушка возвела в данном отрывке, поэтому и держится официально, словно боится довериться или сблизиться. Если бы не восхваление и проскальзывающая благодарность, то их отношения можно было бы воспринять чисто официальными. А если бы она называла его Ренчем (как делали в Нулевом пространстве), то отношения были дружеские, равные.

Подобные игры очень хороши и в японском языке: мало того, что там большое количество именных суффиксов чуть ли не на все случаи жизни, так ещё по имени обращаются люди в близких и доверительных отношениях. Те, кто смотрят романтические аниме или читают романтическую мангу, наверняка не раз отмечали дикие волнения героев, когда возлюбленные называют их по имени. Это для нас глупость, а в другой стране свои порядки и правила, которые можно использовать в фанфикшене, если подойти с умом.

Раз уж заговорили о доверительных и близких отношениях, то отметим, что такой переход, который боится сделать Хелен, вполне возможен. В США старших друзей семьи могут называть тётями и дядями, бывают случаи фамильярности – чисто по имени, как это делали Бен и Гвен по отношению к Филу.

Опять же не забываем отношения внутри семьи, которые могут исключать имена, но включать прозвища и другие обращения: дорогая, зайчонок, братишка, сестрица, малой, деда. И это тоже можно использовать в фокальности, причём даже корректировать в зависимости и ситуации. Например, в оригинальном сериале Бен и Гвен не были очень близки, поэтому там естественно использовать двоюродных брата и сестру, кузена и кузину, однако пятнадцатилетние герои изменились и «двоюродные» уже можно опускать. Однако в чужой фокальности это может сохраняться. В качестве примера приведу отрывок, который писала автору фанфа, но так как автор испарился, оборвав все связи, спросить его согласия не могу и выкладываю свою версию его AU (вместо парнишки Бена – пацанка Джен) так:

 

С некоторых пор Кевин был вынужден работать в команде с Джен и Гвен Теннисон. С теми самыми девушками, которые заточили его в Нулевое измерение в прошлом, пять лет назад. В первое время он пытался убедить себя, что с ними только ради возвращения утерянных денег и товара из-за провалившейся сделки между Вечными Рыцарями и гибридами. Позже из-за нежелания вновь попасть в тюрьму из-за неудачи с лазерными копьями. После: это ради сохранения планеты Земля, хотя он в любой момент мог свалить с неё, прихватив маму и даже её мужа. Кевин мог придумать любую причину, лишь бы не признаваться, что его привлекла Гвен. Рыжая зануда из прошлого стала стройной красавицей. На фоне Джен Гвендолен Катрин Теннисон была не просто моделью, а мисс Вселенной. Нет, Джен не выглядела уродкой или посредственностью, но порой ей просто не хватало женственности. Манеры лучшего вратаря беллвудской средней школы значительно уступали каратистке чёрного пояса Беллвуда. Что уж говорить, Джен не могла дотянуть даже до своей подруги Джули Ямамото – восходящей звезды тенниса.

Кузины Теннисон были как земля и небо. Но всё же Джен имела одну привлекательную черту – это её забота о друзьях и близких. Узнав, что её дедушке грозит опасность, девушка ринулась в бой, сумев убедить в необходимости свою двоюродную сестру и протянуть руку бывшему преступнику, который её же саму чуть не убил несколько раз. Хотя, бывший ли преступник? Кевин сам не знал ответ на этот вопрос, однако верил, что оставаясь с сёстрами Теннисон, он становится лучше. Иначе почему он спасал этих наивных дурочек от Даркстара, помогал в борьбе с гибридами, попутно спасая брата Гвен, и вообще постоянно рисковал собственной жизнью, вытаскивая из передряг то одну, то другую?

 

В этом отрывке можно бегло оценить отношение Кевина сразу к нескольким персонажам. В первую очередь к Гвен и Джен: внешне его привлекает именно Гвен, но не меньшую симпатию испытывает к характеру Джен. Он оценивает девушек, сравнивает их между собой в разных сферах, отмечает, что пацанке хорошо бы проявить себя именно как девушке, даже спорт и тот мальчишечий. В отличии от Бена, к Джен всегда идёт имя, а Теннисон она становится только в паре с Гвен. Ямамото здесь всего лишь объект для сравнения с Джен. Кевин дорожит матерью, и лишь ради неё готов спасать отчима.

В этом отрывке отмечается, что у Гвен рыжие волосы, но в купе с занудой идёт вовсе не комплементом, по крайней мере, к Гвен из прошлого. Стоит ли называть её рыжей вообще? Стоит указывать на это, но только в тех моментах, когда мы указываем на отличие от окружающих:

 

Кевин не был уверен, что это хорошая идея. Свидание с Гвен. Сама мысль о свидании с ней вызвала противоречивый и сумбурный поток образов и чувств. Да, она симпатичная и смышлёная. Но именно её смышлёность настораживала ещё больше, чем неожиданное предложение Теннисона объединить усилия. Бен всегда был наивным идиотом, неустанно повторяющий «Давай будем друзьями», а Гвен… Гвен умела смотреть в корень, в саму суть. И порой её решения совершенно отличались от способов двоюродного брата, с которым она казалась сейчас очень близка. Был ли интерес к Кевину правдой или попыткой удержать временного союзника рядом?

Загорелся красный свет. Будто знак свыше. Предостережение? Именно в этот момент Кевин заметил через дорогу рыжую голову среди множества пешеходов, стоявших на перекрёстке. Яркие волосы разлетелись при ветре, словно языки пламени. Девушка плавно зачесала прядки за ухо, оборачиваясь в это время в сторону Кевина. Казалось, их взгляды встретились. А может, так оно и было.

Гвен замерла на пешеходной дорожке, не обращая внимания на разлетающиеся при ветре рыжие волосы, переключившийся светофор с красного на зелёный и серую толпу, то и дело, торопливо бегущую мимо и толкающую её в сторону. Гвен стояла яркой фигурой на фоне города, казалось, цепко привлекала чужое внимание, однако всё её внимание было на Кевине. Она следила за каждым его шагом. Гвен вздрогнула, когда парень закрыл её от очередного неповоротливого нахала, спешащего перебежать дорогу при последних секундах. Девушка вынырнула из своего транса и залилась краской – Кевин видел покрасневшие кончики ушей. А рыжие волосы разметало ветром по его плечу чёрной рубашки. Девушка спешно пыталась уложить их на место, ещё больше смущаясь. Гвен сама нервничала: робкие движения, румянец на щеках и смущение в глазах. Это был совсем другой человек. Хотя нет, перед ним был обычный смущённый первым свиданием человек, а не полукровка со сверхсилами, сражающаяся против пришельцев.

Может, Кевин просто разучился доверять и поэтому подозревал девушку. А может, однажды он пожалеет, доверившись этому на вид искреннему существу.

Лилиадна

Оставьте свое сообщение