О друзьях и родителях в рассказах

Как обычно при чтении статьи-поучалки на Фикбуке, я анализировала есть ли у меня подобное. В этот раз темой было наличие друзей у героев, что осветила angel in the sky12 в своей работе “У гг нет друзей или устаревшая фишка привлечения внимания”. Хоть ориджиналы или фанфы на Фикбуке я читаю редко, лишь некоторых авторов, а слэш и гет с высоким рейтингом вовсе обхожу стороной, ибо это преимущественно порнушки, а мне хочется почитать о действиях, развитии персонажа как личности, его не завязанных на сексе взаимоотношениях с миром и окружающими. Думаю, поэтому я и обратила внимание на статью, тем более там поднимается и тема наличия родителей. Сказать автору было что, но так как это растянулось, решила выложить здесь.

Первая глава — это в большей степени знакомство с персонажем. Да, я на этом и закончу, потому что мы со вторых строчек или абзацев узнаем, что у главной(ого) героини/героя нет друзей. Наверно, вы скажете, что в этом ничего особенного нет, и моя так называемая, статья полный абсурд, сотканный на пустом месте. Но как бы не так… Если бы я такое встречала в одном фанфике, то да, конечно, все отлично. Но когда этим злоупотребляют не только конченные ЙА, я бы не стала разбирать данный вопрос.

[…]Очень много причин, почему с человеком не общаются. И авторы своих фанфиков это очень тонко обходят, решая, что предложение У нее не было друзей это нормально. Но черт, при этом она красивая, добрая, милая, вся такая неимоверно прекрасная… Но друзей у нее нет, вот так вот.

Здесь я согласна с автором, ведь тут не просто возникают вопросы, но и нет веры в персонажа – он кажется неживым, картонным, просто набором букв, к которому пытаются навязать сочувствие. Теперь сама внесу свою лепту в эти размышления.

Как бы мы этого не отрицали, но люди – существа социальные, которым необходимо общение хотя бы на уровне «привет, пока». Говорить, что в прошлом было легче или тяжелее, не буду – в каждом периоде есть свои плюсы и минусы, и всё-таки я считаю, что раньше отношения между людьми были на другом уровне, ибо средства коммуникации не были так развиты как сейчас, а почта и та далеко не всегда и везде могла доставить письма. В наше же время многие меняют живое общение на электронное: людям нет смысла видеться в живую, ведь они всегда могут созвониться, отправить друг другу СМС или e-mail, переписываться в соцсетях или использовать программки для обмена сообщениями в духе QIP, ICQ, позвонить на Skype – нет надобности запоминать имена и лица, о чём говорили – ведь это в доступе, хранится в истории; дни рождения и праздники тоже подскажет страничка либо гаджет. Да, средства коммуникации облегчили нам жизнь, позволяют всегда оставаться на связи, но насколько крепки эти самые связи?

Общаясь с людьми разного поколения, я заметила и разницу в их понимании и умении слушать, вернее в их концентрации на разговоре. Информационный век породил (или вернул) людей с клиповым мышлением, не буду говорить плохо или хорошо – это просто особенности их мозга, адаптирующегося под постоянные бомбирующие потоки информации со всех сторон, когда досконально анализировать их просто нет времени. Это уменьшает концентрацию таких людей, и против своей воли они начинают отвлекаться от разговора на сторонние вещи и события и вклинивают свои мысли, перебивая собеседника или резко переключая тему на что-то новое. Из личных наблюдений сделала вывод, что сохранить внимание на чём-то одном дольше пяти минут для них весьма сложная задача – в этом вопросе они напоминают маленьких детей. В некоторой степени это затрудняет общение, потому что начинает казаться, что ты безразличен, ведь во время разговора человек начинает пялиться в телевизор или уделять больше внимание прохожим, переключаться на собственный телефон, чтобы проверить, например, сообщения «В контакте». И в то же время забавно наблюдать, как они обижаются, когда забывают их дни рождения или контактные данные, но при этом сами за собой не замечают, как быстро их мозг отфильтровывает информацию, которую считает ненужной для запоминания.

Люди с понятийным мышлением, к которым в основном относятся старшие поколения, более собраны и легче концентрируются на одной теме. Однако они могут так уйти в рассказ о своём увлечении или о чём-то из прошлого, что не дают даже вставить слова собеседнику и не заметить, что пора бы сменить или уступить, ведь диалог уже давно превратился в монолог.

И те, и другие имеют свои достоинства и недостатки. И те, и другие могут как иметь друзей, так и не иметь их, ведь тут ещё зависит и от того, кто и как понимает дружбу. Люди могут общаться, судачить, иногда развлекаться друг с другом, жаловаться на что-то и даже просить помощи, но если нет доверия, то их сложно назвать друзьями. И, думаю, тут многие согласятся со мной, что дружба всё-таки строится на доверии, а не просто совместном убийстве времени. Поэтому, когда кто-то говорит, что у него нет друзей, это не означает, что он замкнутый или ещё чего – у него нет просто нет близкого по духу человека. А вот причины уже могут быть разные, и даже у этих причин могут быть тоже причины – этакая цепочка причин и следствий, которые действительно забываются многими авторами.

Вернёмся обратно к Фикбуку, где преобладающая часть аудитории – это подростки, либо дети, только вступающие в этот период жизни. Не знаю есть ли смысл напоминать/повторять насколько это буйный и бунтарский период и как он сказывается на взаимоотношениях. Ведь именно в это время порождается извечное нытьё «Меня никто не понимает», «Я никому не нужен», «Все говно, один я хороший, но очень несчастный» – и это идёт не только в адрес родителей, которые игнорируют проблемы либо чрезмерно опекают и вечно суют свой нос, куда не просят, но и друзей, которые, оказывается, и не друзья вовсе, а предатели и продажные шкуры. Неудивительно, что именно на этом жизненном этапе появляется множество новых комплексов, закрепляются и ужесточаются детские, происходят попытки самоубийства (а ведь порой успешные). Неудивительно, что и персонажи тоже оказываются без друзей.

Сюда же подливает масло в огонь копирование на начальном этапе писательства. Неважно копирование книг, фильмов и анимации (где у героев подростков друзья появляются по ходу сюжета) или чужих фанфиков/ориджиналов (где изначально уже может быть отсутствие причины, а раз там её нет, то и начинающий автор не спешит указывать, даже если в голове она имеется). Когда ход «у меня нет друзей» делается профессионалом, то он ориентирован на сближение и отождествление юного читателя/зрителя с героем (ведь преимущественно герои имеют примерно тот же возраст, что и читатель/зритель). Когда этот же ход используют начинающие авторы, то он превращается в очередную слёзовыжималку из-за тяжкой жизни персонажа, иначе говоря автор стремится вызвать жалость к своему герою, но никак не сблизить читателя с ним. Ведь на сближение влияет схожесть, а схожесть кроется в причинах.

“У меня нет друзей”. Некоторые причины angel in the sky12 уже указала: замкнутость, характер, влияние извне.

Замкнутость не всегда является врождённой чертой, её можно приобрести после стресса. Гибель близких людей (родственников или друзей) или их предательство может породить страх потери и в итоге человек пытается оградить себя от новых связей. Да, ход тоже весьма избитый, но уже имеет маломальское объяснение, однако в таком случае герой будет сопротивляться близкому общению – он выстроит границы и будет болезненно реагировать на их посягательства. Большая вероятность, что увеличится личная зона, поэтому объятья будут дикостью, не говоря уже про поцелуи, вообще будет избегание тактильных контактов, максимум – скупые рукопожатия. Дело в том, что тактильный контакт сближает людей на подсознательном уровне, успокаивает, придаёт ощущение защищённости и значимости. Так же сближает приём пищи (деление стола), поэтому многим людям некомфортно есть что-то при незнакомцах. Чтобы замкнутый человек привык к новому знакомому, нужно время и терпение обеим сторонам, а из привычки может вырасти доверие и привязанность.

Может быть и так, что человек зациклился на какой-то проблеме и живёт только ею, а когда же от неё избавляется, то обнаруживает, что рядом-то никого и нет – придётся снова восстанавливать общение со старыми или новыми знакомыми. Далеко не факт, что прошлые друзья примут с распростёртыми объятьями «блудного сына» – за это время они стали совершенно другими, у них выстроилась новая жизнь, где нет места для старого знакомого, особенно, если их объединяли лишь какие-то незначимые мелочи.

Если человек совсем ушёл в себя, то взамен общению он может найти альтернативу в книгах, комиксах, фильмах и анимации. Причиной тут может быть что угодно, даже острая реакция на колкие комментарии окружения, издёвки и подначивания, непонимание со стороны близких. Опять же повторюсь, подростки очень ранимы и даже совершенно чужой смех или обрывок разговора с осуждением они воспринимают на свой счёт – им кажется, что высмеивают именно их, даже если прохожие вспомнили какую-то свою нелепость или возвращаются с комедии и всё ещё под впечатлением от фильма. Появляется ощущение, что все норовят использовать либо постоянно следят, что может доходить до паранойи, ведь подростки ищут себя и своё место в жизни. А если травля действительно имеет место? Побег из одной школы в другую может как решить проблему, так и усугубить её. Новый коллектив запросто может не принять, а узнав о прошлом, ещё больше извести человека, постоянно выставляя на всеобщее посмешище, заставляя поверить в собственную ничтожность и ненужность.

Если герой одинок, значит, у него нет окружения. Есть два варианта: он нуждается в нем и не нуждается. Но каждый человек хочет общаться, потому что просто морально он без общения прожить не может. Если все это время, к примеру, там 16 или 18 лет герой жил совершенно один, и никогда ни с кем не общался, это просто вырабатывает боязнь людей.

В Японии даже появился термин хикикомори (яп. 引き篭もり, разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция»), обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения, вследствие разных личных и социальных факторов. Считается, что демонстрируемая хикикомори самоизоляция – итог депрессии и/или различных расстройств психики, однако утверждать что-либо сложно из-за существенных культурных различий между западом и востоком, поэтому не исключается, что хикикомори просто не может вжиться в обществе из-за собственных независимого мышления и самоощущения, не вписывающихся в консервативное японское общество.

Ещё есть такое понятие, как отшельничество (анахоретство), на что Википедия даёт следующее объяснение: аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места. Иначе говоря, это преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающее в себя самоистязание для достижения определённых духовных целей. То есть прежде чем делать персонажа отшельником, стоит подумать – а точно ли у него есть какая-то высшая цель.

В случае подростка это маловероятно, для него характерно стать хикикомори, особенно если родственники позволят сесть на шею либо достаточно мозгов для успешного заработка в интернете. Тем более через этот самый интернет сейчас предоставляются чуть ли не все возможности: удалённая работа, возможность оплачивать счета и налоги, заказ товаров на дом – и ничего из этого не требует выхода из дома, ограничивая общение лишь к коротким разговорам с курьером. Да и в мусоре многие не видят проблемы – в пакет да в окно, что весьма печально, ведь на субботник точно не выйдут. Но если смотреть правде в глаза, то найти хорошо оплачиваемую работу в интернете, да ещё с официальным трудоустройством, не так уж и легко, поэтому в нашей стране подобное затворничество своим детям могут позволить только родители, имеющие хороший стабильный доход.

Еще одна фишка, которая употребляется вместе с одиночеством — это отсутствие родителей. Я не понимаю, почему это все так любят. Почему автор не может показать силу персонажа через что-то другое, ведь если не это, то чего вообще фикрайтер хочет сказать этим элементом? Зачем делать своего персонажа несчастным, я совершенно не понимаю. Из-за этого складывается ощущение, что у героя и так жизнь дерьмо, а тут еще и неизвестные обязанности привалили. Вообще космос.

[…]

Еще люди любят делать персонажу родителей, которые его не любят. Это меня вообще убивает. Такое ощущение, будто у самого автора точно такие же отношения в реальности, и он пытается показать это в своем шыдевре.

И снова поддержу angel in the sky12 – тоже поражает эта тенденция избавления от родителей в юном возрасте и отсутствие опекунов. Ребёнка просто бросают на произвол судьбы, и даже не удосуживаются вспомнить про органы опеки, которые по идее должны забрать чадо в детский дом либо навязать его ближайшим родственникам. Но ни того, ни другого – герой лишь живёт себе дома, транжиря родительское наследство. Иногда мне кажется, что тут свою роль играют и сказки «Жили-были дед да баба, да была у них внученька…» – где родители? Зачем вообще оставлять ребёнка сиротой? Отправление родителей (или единственного родителя) в командировку или на вахту уже начинает радовать, хотя раньше порядком нервировал такой ход. Давайте вспомним детские мультфильмы, где родители просто крайне редко попадают в кадр, и просто используем этот ход? Будем упоминать о них где-то там, между делом: девушка позаимствовала что-то у матери (косметику, средства личной гигиены, одежду), парень взял отцовский инструмент, а мальчик-плохиш стянул у отца сигареты или презерватив, а может, и вовсе укатил без разрешения на автомобиле/мотоцикле (хотя кто сказал, что это не может сделать девчонка?).

Все мы рано или поздно проходим переходный возраст, все испытываем проблемы в общении с родителями или старшими родственниками, ссоримся с ними, пытаемся объяснить и встречаем стену непонимания, испытываем угнетение от их безразличия или чрезмерной любви, но это не повод их убивать. Наоборот, эти люди могут внести новые ходы в сюжет, разнообразить их. Можно свести персонажей, когда у одного из них или даже обоих проблемы в семье: пьянство, развод, скандалы, тяжёлая болезнь, а может родители повторно вступают в брак за недостойного человека. Оглянитесь: множество способов сохранить родителям (или другим родственникам) жизнь, объяснить этим замкнутость героя и/или просто отобразить его стороны личности внутри семьи, вдохнуть что-то новое в свою работу, выделить её на фоне подобных сюжетов.

Гарри Поттер, Питер Пэн, Питер Паркер, Эдвард и Альфонс Элрики, Наруто и Саске лишились близких не ради слёз читателей/зрителей, а ради продвижения сюжета и роста героя как личности. Сделать персонажа одиноким можно и в толпе, ведь чем больше людей вокруг, тем только сильнее ощущается одиночество из-за неимения рядом близкой души.

P.S. Ранее я частично рассматривала эту тему в “ Мэри Сью и Марти Стью против ОЖП и ОМП” частях “ Семья и родственные связи” и “ Выделяющиеся внешность и обаяние

Запись опубликована в рубрике Знакомьтесь, Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *