Лошади в дороге

Продолжаю наивно искать на фикбуке стоящие статьи, но если в прошлом с каждым днём открывала всё меньше вкладок, то теперь уже с каждой неделей – бывают дни, когда названия, фэндомы и описания не привлекают, а то и вовсе отталкивают. Если и просматриваю очередные глупые признаки фанства и топы каких-то нелепостей, то просто от нечего делать, и то на третьем–пятом пункте у меня уже пропадает интерес и вкладка закрывается. Читаю про Мэри и Марти, т.к. сама пишу статью про них (уже с ноября её мучаю, да никак не закончу), но больше уделяю внимания в духе «помощь новичкам» «ошибки жанра» и подобные – иногда это отрезвляет голову и помогает находить у себя недочёты.

Алиса С. в части “Местность” своей статьи “Гайд по описаниям” обратила внимание на несоответствие такого рода:

Я встречала ошибки, во время которых персонаж, используя только свои ноги, перемещался из города N в столицу государства M всего лишь за пару часов, в то время как в самом начале рассказа говорилось, что на лошадях добираться до столицы придется несколько дней. Меня это очень смутило: если жители этого мира такие быстроходные, то зачем им вообще лошади?

Моя реакция – есть частные случаи, когда такое допустимо. Первая моя мысль: проходимость дорог между Mи N. Я сама лично сталкивалась с подобными и до сих пор сталкиваюсь. Банальный пример: стоит вспомнить, как ходит общественный транспорт по городу. Иногда действительно быстрее на своих двух по дворам, чем на автобусе ехать по дорогам, даже при том, что остановки находятся близко – на них и с них не надо долго бежать. Это же самое может коснуться и личного автомобиля: надо выехать со двора на нормальную дорогу, пропетлять и вновь заехать на какой-то двор, т.к. там путь перекрыли заборы различных учреждений, изыски городского ландшафта, но пройти пешком можно достаточно быстро (или есть пешеходные проходы, дыры в заборах или перелазить через преграду, мостики над оврагами, речками и прочими углублениями, пешеходные туннели через возвышенности). И не забываем проблему больших городов – пробки…

Теперь вернёмся к лошадям и городам или посёлкам. Путь между ними может оказаться в точно такой же ситуации. Напрямую они могут находиться совсем недалеко друг от друга, да вот только на лошадях по тем дорогам не пройти, особенно с телегами. Как вариант: глубокие широкие овраги и отсутствие крепких мостов или топи, которые пройти можно только со знающим человеком. Так как я всё же больше склоняюсь к фентези, которое всё же больше строится на исторических моментах, то не стоит забывать о безопасности. Чем не пример наш родный персонаж – Соловей-разбойник, вынуждающий путников делать гигантские крюки под страхом смерти?

Может и не грабёж тому виной, а какая-то местная байка, страшилка, мол, место проклятое – любой, кто пойдёт тем путём, обречён на скорую смерть, либо вовсе не возвращается и никто знать не знает, что с отважимся приключилось.

Кстати, этим приёмом многие не брезгают, чтобы показать крутость (безрассудность / удачливость / несуеверность) героя (или героев) и отправляют по короткой, но теоретически опасной дороге.

При выборе длинного пути, конечно же, увеличивается и время прохождения. Если не ошибаюсь, то бывало и такое, что в город (через который лежала дорога) требовался пропуск; могла проводиться доскональная проверка всех желающих войти, были комендантские часы, что приводило и к ограничению в «часах приёма» – того и глядишь, что у города ночевать придётся. Собственно, в комментарии и писала “Идти вкруговую – опять крюк, а продовольственные запасы на исходе – и сам голодный, и лошадь уже упрямится. Пока закупешься, отдохнёшь в городе, так и комендантский час настал – уже не высунешься на улицу. При выходе опять твои вещи наизнанку выворачивают – а вдруг вор или везёшь запрещённое?”

Но позже выяснилось, что города находятся на разных краях немаленькой карты, т.е. город N на одной части континента, город M — на другой. После этого оправдать авторов мне стало нечем и согласилась, что тут уже скорее ошибка и недоработка. Правда, в мыслях я оставила ряд уловок, типа телепортации и использование всяких искажений в пространстве. Один из персонажей Хомагиума даже говорил, что они пойдут ещё более быстрым путём, чем прямые дороги.

И вот за счёт одного из своих рассказов (который и не рассказ уже, но всё ещё в процессе) я вновь вернулась к скорости людей и лошадей, пытаясь всё же выяснить кто же из них быстрее. С одной стороны, лошадь всё же должна быть быстрее, однако надо смотреть на многие условия. Во-первых, скорость каждой лошади индивидуальна – она зависит от способностей самой лошади (её генетики), здоровья, породы. Не меньшую роль играет тренированность, аллюр (движение) и рабочий режим.

На страничке “Скорость лошади: средняя и максимальная” написано:

Средняя скорость лошади достигает 15-20 км/ч, развить ее может практически любая порода, как тягловая, так и верховая. Верховые лошади отличаются от тягловых не только предназначением но и внешним видом. Верховая предназначена для участия в скачках, она развивает достаточно высокую скорость и имеет более утонченное строение тела. Тягловые лошади более низкие, ноги массивные они способны тянуть очень большой вес, однако скорость, даже без нагрузки, будет не высока”.

Тут же смотрим: аллюр – если очень коротко и без влезания во многие тонкости, то это вид движения лошади: шаг, рысь, галоп и другие. Википедия подсказывает, что есть естественные (к которым лошадь прибегает без всякой специальной выездки, то есть инстинктивно: шаг, рысь, иноходь*, галоп, рысь, а также: прыжок, пасо фино, шлапак (тропота)) и искусственные (выработанные у лошади в школах верховой езды: пассаж, пиаффе, испанский шаг, испанская рысь, галоп на трёх ногах, галоп назад, иноходь* и др.). Все они предполагают разную скорость и применяются для особого случая, однако при тренировке лошади необходимо использовать каждый из них (я так понимаю, каждый из естественных аллюров), причём не важно верховая лошадь или тяговая, для скачки её тренируют или полевых работ. Искусственные же аллюры появились под влиянием многовековых традиций и используются больше как демонстрация искусства верховой езды, в которых отображается взаимодействие лошади и всадника в красоте движений. Иноходь отметила звёздочкой и занесла в оба списка, т.к. данный аллюр бывает естественным (врождённым), но чаще его вырабатывают искусственно. Естественная иноходь не утомляет лошадь, искусственная же приводит к ускоренному разбиванию ног лошади. В общем-то, это лишь поверхностное описание, наводки. Вернёмся к скоростям.

В “Скорость лошади: средняя и максимальная” идут такие данные:

При передвижении обычным шагом скорость лошади (тягловой или рабочей) не превышает 4,5 км/ч, у скакунов – 5–7 км/ч. Обычная рысь позволяет развивать скорость до 50 км/ч в зависимости от типа. Так ускоренная рысь – до 15 км/ч, полевая – до 20 км/ч, и размашистая рысь – до 50 км/ч. Галоп является самым высокоскоростным аллюром лошади, на коротких и средних дистанциях (до 2800 м) скорость может развиваться до 60 км/ч, если дистанция более длинная, то средняя скорость составляет 50-55 км/ч.

На транспортных работах скорость лошадей при движении шагом обычно составляет около 4–6 км/ч. На рыси лошадей используют только на транспортных работах (обычная скорость от 8 до 12 км/ч). Тяговая лошадь во время полевых работ развивает скорость не более 6 км/ч, хотя это и не является её пределом.

Так же я решила воспользоваться с форума записью “Использование упряжных лошадей на с/х работах”, где нашла немало факторов, влияющих на работоспособность: живая масса, тип телосложения, возраст, состояние здоровья, темперамент, упитанность; режим работы, втянутость в неё, выносливость; условия содержания, уход и кормление; продолжительность работы, скорость движения, а также зависит от подгонки сбруи и ее исправности, состояния погоды, качества дороги, грунта, характера рельефа и др. При этом решающая роль принадлежит физиологическим факторам – возрасту, упитанности, тренировке, состоянию сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, мускулатуры, конечностей и копыт.

Обратила внимание на эту страницу, потому что там идёт описание и рабочего дня: лошадь – не машина, гнать её сутками без передышки не получится. Более того, как выяснилось, что продолжительность рабочего дня взрослой лошади 10–12 часов, включая все остановки, переезды, перерывы для отдыха и кормления в пути. Рабочее время делится на два периода по 4-5 часов с перерывом на 2-3 часа для отдыха и кормления. Итого на полезную работу отводится 8–10 часов. При тяжёлой работе (пахота, трелёвка леса и др.) лошади дают отдыхать 10-15 минут после каждого часа работы. Одни сутки в неделю лошади дают отдыхать, чтобы не надорвать.

А теперь вернёмся к путешествиям в эпоху до развития поездов, автомобилей и самолётов, когда большим спросом пользовались дилижансы. Они представляли собой четырёхколёсную карету (обычно уже отслужившую своё у знати), как правило запряжённую тройкой или четвёркой лошадей. В середине XVIII века дилижансы обтягивали тёмной кожей и украшали орнаментом из вбитых гвоздей. Рамы вокруг окон и колёса красили в ярко-красный цвет. По бокам большими буквами были намалёваны место отбытия и место назначения – дилижансы путешествовали от станции к станции, где меняли лошадей. Кучер и сопровождающий охранник (нападения на дилижансы в XVIIIи XIX веках не были редкостью) сидели на облучке, на передней лошади сидел форейтор в зелёном камзоле. Пассажиры же ютились напротив друг друга внутри дилижанса и снаружи: на крыше или на выступе позади кареты. Такая карета ползла со скоростью приблизительно 6 км/ч (4 мили/ч). Если дорога шла в гору, пассажиров могли попросить выйти, чтобы лошади не надорвались, взбираясь по холму, что опять же сказывалось на скорость. Но было хорошее – вдоль маршрутов дилижансов вырастали трактиры, где путешественники и лошади могли пообедать и отдохнуть.

Учитывая, что скорость запряжённой лошади около 6 км/ч и герои добираются попутно на крестьянской или выбирают конный дилижанс, то пешком они могут уйти дальше. При произвольной ходьбе скорость примерно 5,3 км/ч, если человек тренированный и выносливый, при быстром темпе достигает 8 км/ч. То есть если по большому счёту герой путешествует налегке, питаясь тем, что поймает/соберёт, то у него есть шансы добраться быстрее на своих двух, особенно при небольших расстояниях.

Более быстрыми являлись почтовые кареты, достигающие летом 11–13 км/ч (7–8 миль/ч) и зимой 8 км/ч (5 миль/ч), однако такие скорости приводили к уставанию лошадей и их меняли каждый 16–24 км (10–15 миль), т.е. каждые 2–3 часа. Остановки для обмена почтой были короткими. Если у кареты был охранник, то это позволяло замедлять ход и сбрасывать мешок с письмами местному почтмейстеру, а тот уже швырял ему другой мешок. Кучер сидел на облучке (рядом место оставалось пустым), охранник – тоже снаружи, в задней части кареты возле ящика с письмами. Путешествовала почтовая карета в основном по опустевшим ночным дорогам. Сажать пассажиров запрещалось возле охранника, но не вовсе. Внутри находилось четыре пассажирских места, со временем сидения добавили и на крышу. Частники стремились заработать на пассажирах, набирая как можно больше народа, более того плата тут выше – здесь чище и просторнее.

С появлением фаэтона стала доступна скорость 16 км/ч. Фаэтон уже больше напоминает кузов, чем карету для перевозки людей и небольших грузов, запряжённый лошадьми. Он имеет подвеску под колеса, чтобы сгладить неровности дороги и уменьшить тряску при езде. Высокий бортик в передней части защищает пассажиров от камней и грязи, летящих из-под копыт лошадей во время их бега.

Наибольшая скорость найденная в интернетовской информации всё же остаётся у двухколёсной колесницы со спицами, запряжённой четырьмя лошадями – 60 км/ч (40 миль/ч), однако она совершенно не годится для перевозки больших грузов, ну и конечно же верховая езда.

И под конец мой ответ на вопрос “Меня это очень смутило: если жители этого мира такие быстроходные, то зачем им вообще лошади?” – для тяги. Ведь нигде не сказано, что эти жители могут переносить большие грузы на себе на дальние расстояния, так пусть эта ноша останется на скакуне.

И да: лошадь едет только, когда её перевозят (на телеге, вагоне и т.д.), сама же она на своих копытах идёт, рысит, бежит, несётся и т.д., но не едет! Это же самое касается и машин: поезда, автомобили, грузовики, мотоциклы, корабли и судна тоже идут >_<

 

Используемая литература и источники:

 

Дополнительно можно ознакомиться тут:

Запись опубликована в рубрике Мир вокруг. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *