Караимы

Это цитата сообщения Sakura_Uchiha Оригинальное сообщениеКараимы

Настроение сейчас — =^_^=

Вот нашла пару строчек о моем забытом народе……

Крымские караимы (караи) — это древний народ, численность которого сейчас на всей земле не превышает трех тысяч. Караи — маленький осколок большого тюркского племени хазар / 1, с.7 /, давших начало народу, который в последствии законом Российской империи был зафиксирован как “караимы”.

Религия караимов признавалась государством самостоятельной, и в паспортах указывалось “вероисповедания караимского”.

В 1914 году в России было 14 тысяч караимов, в Крыму -5 тысяч. Действовало 20 храмов — кенас, из них 11 в Крыму; 40 караимских общин, 9 — в Крыму; учебных заведений в Крыму было 13, включая Александровское караимское духовное училище, названное в честь царя и с его согласия.

Полноправные граждане России караимы пользовались неизменным покровительством монархов.

У караимов древняя тысячелетняя история, самостоятельная религия, самобытная культура, но об этом знают не многие или принимают на веру утвердившиеся в советской исторической литературе искаженные представления. Надеемся, что этот пробел в изучении истории народов Крыма будет устранен. В последние годы, особенно в связи с объявленным ООН — десятилетием коренных народов, появились научные и популярные публикации, освещающие проблемы этногенеза, обрядов, обычаев, языка, особенностей вероисповедания Крымских караимов— тюрков. В этом заслуга прежде всего самих носителей культуры и хранителей исторической памяти караев: С. Кушуль, Л. Ефетова — Габай, Б. Леви, С. Мангуби, Я. Бараш, Г. Ялпачик, М. Хафуз, А. Фуки, Ю. Полканов, М. Казас, М. Сарач и др.

В работах названных авторов освещается не только этническая история народа, религия, но рассказывается и о наиболее известных караимах, обогативших культуру своего народа и внесших значительный вклад в многонациональную культуру России и Крыма.

В культурной жизни России ХIХ — нач. ХХ вв. заметную роль играли представители караимской интеллигенции. Известен был артист Художественного театра, а затем директор Драматического театра И. Дуван — Торцов, композитор С. Майкапар, московский архитектор Н. Арабаджи, дипломат М. Казас, корифеи клоунады Бим и Бом, звезда русского балета Анна Павлова (отец ее, евпаторийский караим Шабетай Шамаш) и др. Творческая деятельность караимов по данным Румянцевской библиотеки в начале ХХ века была очень интенсивной. Перечень авторов публикаций насчитывал 1208 человек, что довольно значительно, для малочисленного народа. Интересы караимов охватывали почти все направления человеческой деятельности.

Караимы играли довольно заметную роль в торгово-промышленной жизни Крыма и России Х1Х — нач. ХХ вв. В Москве караимы владели жилыми домами, машиностроительными заводами, заводом электронагревателей, конезаводом. Конезаводчик М. Шапшал, старший брат будущего Гахана караимов С. Шапшала, был воспитателем известного рысака орловской породы Крепыша, признанного “Лошадью столетья”. Караимам принадлежала почти вся табачная промышленность в Крыму, Москве, Петербурге и Киеве. В Москве несколько семей караимов владели табачными фабриками “Дукат”, “Ява”. Наладили получение лучших сортов табака из Крыма, Турции, с острова Ява. В Европе Россия занимала первое место по выпуску табачной продукции, и в этом не малая заслуга караимов, организаторов табачного производства. В начале ХХ века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу — один миллионер). Караим Арабаджи был избран председателем купеческой гильдии в Москве.

Особенно привлекала караимов во все времена — военная карьера. От профессиональной армии Хазарии до настоящих дней. Среди караимов было немало казаков. Эльяш Караимович имел звание полковника реестровых казаков Запорожской сечи, а затем — звание Гетмана, но был убит людьми Богдана Хмельницкого в борьбе за власть. Все российские цари, начиная с Екатерины Великой, которой в Крыму спас жизнь караим И. Джигит, приезжая в Крым, личную охрану набирали только из караимов. Прославились караимы в освободительной войне на Балканах (1877-1878гг.), в обороне Севастополя (1854-1855гг.) за личное мужество были награждены С. Кефели и А. Фуки и др. Во время русско-японской войны прославились многие караимы и крымские татары, но об этом в советской исторической науке не принято было упоминать. В 1904году во всей России и за границей было известно имя караима поручика М. Тапсашара (1872-1904гг.). Тапсашар геройски погиб в бою. Японцы, потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и передали русским со всеми военными почестями. По приказу японского императора была сделана копия с сабли героя и помещена в военный музей в Токио, а подлинная возвращена русскому командованию.

Последним слугой старой России называют генерала Якова Кефели (1876-1962гг.). Герой Порт-Артура, доктор медицины, генерал и последний представитель царской России в международной организации (Международный санитарный Совет для Ближнего Востока — распущен в 1923году) в период гражданской войны командовал военно-санитарной базой в Константинополе /17,с.151-153/. В Париже Я. Кефели возглавлял собрание офицеров флота, участвовал в жизни общины крымских караимов и издал ряд работ по истории Российского флота, медицине, октябрьском перевороте и др.

Достойным продолжателем боевых традиций караимов был маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский (1889-1967гг.). Он, как и его отец, снискал славу на полях сражений. В 16-ти летнем возрасте, участвуя в Первой Мировой войне, отличился в боях и был награжден Георгиевским крестом 4 степени. В годы Отечественной войны дважды был награжден званием Героя Советского Союза, высшим воинском орденом — Победы и множеством орденов и медалей. Последние 10 лет жизни Я. Малиновский был министром обороны СССР.

Выдающимся ученым, дипломатом, последним Гаханом — духовным и светским главой караимов был Хаджи Серия Хан Шапшал (Сергей Маркович, 1873-1961гг.). Закончил Петербургский Университет факультет восточных языков. По представлению министра иностранных дел России, царь Николай II, рекомендовал С. Шапшала воспитателем наследника шахского престола Каджарской династии, правившей тогда в Иране. С 1901 по 1908 год он был наставником Мухаммеда Али— Хана и оказывал серьезные дипломатические услуги России. Первая работа С. Шапшала о караимах вышла в Санкт — Петербурге 1896 году “Караимы в Чуфут — Кале и Крыму”. Все последующие годы жизни он отдал собиранию, изучению истории караимов. В 1915 году представители 20-ти караимских общин избирают С. Шапшала Гаханом караимов Крыма /6,с.23-24/. В 1919 году, во избежание ареста, он выехал в Турцию и служил в библиотеке султанских дворцов. Часто встречался с султаном Абдул — Гамидом. Султан подарил С. Шапшалу ценнейшие рукописи и свитки, которые он позднее передал в Эрмитаж, Петербургскую библиотеку им. Салтыкова— Щедрина. В 1927 году на съезде караимов Литвы и Польши С. Шапшала избирают Гаханом и он переезжает в Вильнюс. В 1930 году Львовский университет за работу “Тюрко — караимы Крыма” присуждает С. Шапшалу степень доктора философских наук. Он читает лекции в Краковском, Львовском, Варшавском университетах, опубликовал всего более100 работ. На основе собранных им материальных и духовных ценностей караимского народа, создал в г. Тракае музей караимов. С. Шапшал был выдающимся в России ученым — тюркологом.

Среди выдающихся караимов надо назвать имя Семена Эзровича Дувана (1870-1957гг.), одного из самых ярких представителей городского самоуправления Таврической губернии. С 1906 года почти до самой революции он был Евпаторийским Городским Головой. В памятной записке о С. Дуване, составленной “в собственной Его Императорского Величества” канцелярии перечисляются его заслуги перед Отечеством: “ Совершенно преобразовал город Евпаторию новой планировкой, устройством мостов, электрического освещения и трамвая, улучшением санитарного состояния его, благоустройством пляжей, дач и вообще развитием курорта, сооружением городского театра, сквера, городской библиотеки, созданием совершенно новой очень красивой и благоустроенной части города и т.д. Выстроил ряд образцовых школ, больниц… Много и с пользой работал по землеустройству, сам ведет образцовое сельское хозяйство… Устроил по всему Евпаторийскому уезду телефонную связь…. С. Дуван в Евпаторийском уезде был крупнейшим земельным собственником. Ему принадлежало около пяти тысяч десятин земли. Занимаясь общественной деятельностью, он служил не ради жалования, а из желания принести как можно больше пользы родному городу и Родине. После революции С. Дуван выехал во Францию. Об этом периоде его жизни (19017-1958) мы знаем мало. Но известно, что именно С. Дуван в сентябре 1938 г. предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. 5 января 1939 года на имя С. Дуван из Государственного Рассового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями ни по вероисповеданию, ни по рассе. В последние годы жизни он мечтал возвратиться на Родину. “…Верю, что рано или поздно Россия избавится от большевиков и в этом случае будет восстановлена как нормальное государство” .

Выдающимся караимским просветителем, педагогом и поэтом был Илья Ильич Казас (1833-1912). Он окончил Восточный факультет Петербургского университета, получил степень кандидата наук и стал первым караимом с высший образованием и научной степенью. И. Казас был высокообразованным человеком — знал 11 языков, из них 4 — древних, работал в течение восемнадцати лет в Симферопольской мужской гимназии, основал несколько караимских школ в Симферополе, редактировал выходивший в Одессе караимский журнал “Давул” (“Барабан”) и Симферопольскую газету “Таврида”.

Известным общественным и государственным деятелем был караим Соломон Самойлович Крым (1867-1936). Ученый-агроном, благотворитель и патриот, он много сделал для развития экономики и культуры Крыма. С. Крым был членом Государственного Совета и Государственной Думы Российской империи, возглавлял Таврическое губернское земство. С. Крым был инициатором создания и фактическим основателем Таврического университета. В советской истории о С. Крыме упоминается только как о главе краевого Правительства в период гражданской войны, соответственно негативно, кратко и извращенно. Его роль в создании Таврического университета была отражена в очерке А.М. Маркевича в 1919 г. Затем об этом как бы забыли и только в 1993 г. в “Очерках истории Симферопольского государственного университета” впервые в разделе “Создание Таврического университета”, профессор П.И. Гарчев привел фактические материалы, освещающие деятельность С. Крыма по созданию университета. Других сведений о деятельности С. Крыма в советской литературе не было, пришло время напомнить о нем, особенно в связи с предстоящей 80-й годовщиной Симферопольского университета.

С. Крым окончил Московский университет и Петро-Разумовскую сельскохозяйственную академию, получив профессию ученого-агронома. Возглавляя сельскохозяйственное общество в Крыму, он много сделал для развития садоводства и виноградарства края. Его современники отзывались о нем как о чрезвычайно умном, даровитом и самом блестящем человеке. Он участвовал во многих благотворительных фондах, основывал стипендии, финансировал деятельность Карадагской научной станции, археологические раскопки на полуострове, издательскую деятельность. Но главным делом своей жизни он считал создание университета в Крыму. Реализации этой идеи в 1916-1918 гг. он отдал массу труда, энергии и личных средств. Разработанный им в августе 1916 г. законопроект об открытии в Крыму поддержали и подписали около 30 членов Государственного Совета: князь Е. Трубецкой, граф А. Толстой, академики В. Вернадский и С. Ольденбург и др. В июле 1918 г. С. Крым Губернским земством был избран председателем и постоянным членом Попечительского совета университета. 14 октября 1918 г. в Дворянском театре Симферополя состоялось торжественное открытие университета. Все присутствовавшие встретили появление на трибуне С. Крыма стоя, аплодисментами в знак признания его заслуг в открытии университета. Позже, оказавшись в вынужденной эмиграции, он не оставлял вниманием университет — помогал приборами, пособиями, литературой. Поддерживал и другие научные учреждения Крыма. В 1928 г. в Париже была опубликована генеалогия рода Крыма, но на его Родине — в Крыму о нем как бы забыли. Пора бы отдать ему должное, ведь все что он делал, преследовало не узко национальные интересы, а отвечало интересам всего населения Крыма, без различия национальностей и вероисповедания. В этом, очевидно, одна из самых лучших и удивительных черт маленького караимского народа.

И сегодня среди караимов есть выдающиеся ученые, врачи, деятели искусства, просвещения. В Крыму хорошо известны фамилии врачей Синани, Казас, многочисленной врачебной династии Ефетовых. Основатель династии — известный в Крыму врач-терапевт М.С. Ефетов (1887-1967) заведовал отделением областной больницы, преподавал в медицинском институте. В.М. Ефетов — доктор медицинских наук, профессор и заведующий основанной им кафедры онкологии Крымского медицинского института. В семье Ефетовых — 9 врачей: два доктора наук, два кандидата, два заслуженных врача Украины, но главное в оценке их деятельности — многочисленные благодарные отзывы пациентов. Известен также профессор К.А. Ефетов — энтомолог, открывший пятнадцать новых видов насекомых, автор замечательной книги “Бабочки Крыма”. Есть среди караимов и деятели искусства. Популярным актером крымско-татарского Драматического театра был Е.Д. Пандул (1903-1972гг.), одновременно он являлся художественным руководителем и режиссером драматического кружка при крымском объединении караимских общин в 20-е годы. После войны он участвовал в актерской труппе Севастопольского театра Черноморского флота.  Последние годы жизни — режиссер-постановщик Драматического коллектива Ялтинского дома учителей. В его семье три кандидата наук: медицинских, географических и исторических. Можно назвать и еще имена: геолог профессор И. Танатар (1880-1961), офтальмолог профессор С. Кальфа(1893-1979), агрохимик И. Пастак (1894-1965), кинорежиссер, герой соцтруда С. Юткевич(1904-1985) и др.

Запись опубликована в рубрике Страны. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *